Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

В Ватикане прошла встреча, посвященная культурным взаимосвязям христианства и иудаизма

Версия для печати
18 марта 2008 г. 11:22

Культурные взаимоотношения между иудаизмом и христианством обсуждались на минувшей неделе в Ватикане. Организаторами встречи на тему «Израиль и Ватикан: размышления о еврейско-христианской культуре» стали Папский совет по культуре и Посольство Израиля при Святом Престоле.

Основными докладчиками выступили архиепископ Джанфранко Равази, председатель Папского совета по культуре, и израильский посол Одед Бен-Хур.

Как сообщает газета «Оссерваторе Романо», архиепископ предложил пять путей для диалога, основанных на экзегетике библейского текста.

Прежде всего, он упомянул о богословской концепции единобожия, подчеркнув, что третья глава Исхода и слова «Я есмь Сущий»  являются ключевыми для понимания трансцендентного на Западе.

Вторая отправная точка для диалога, по мнению прелата, — общее для христианства и иудаизма видение человека. Человек, согласно Библии, — это психо-физическое единство. «Если мы обратимся к еврейскому тексту Бытия, главе 1, — заметил архиепископ, — то в его структуре сможем усмотреть параллель: "мужчину и женщину сотворил их"». «Образ Божий в нас — это отношения любви между мужчиной и женщиной, — добавил докладчик. — Именно благодаря ей мы приходим к идее Божественного. Если бы у нас не было тела, то мы бы этого не осознавали, не смогли бы выражать эту биполярность полов в ее единстве».

Третий путь заключается в ценности Слова: как в иудаизме, так и в христианстве Откровение происходит посредством звучащего голоса.

Четвертый путь — это признание того, что Бог говорит через факты, в исторических событиях, в центре которых стоит человек. По словам архиепископа, «как иудаизм, так и христианство составляют большое культурное ядро, благодаря которому Запад по-прежнему укоренен в истории».

И последний элемент, названный прелатом, это священный текст, «чадами которого являемся все мы».

Посол Бен-Хур, со своей стороны, подчеркнул: если христиане хотят лучше понять современный Израиль, они не должны останавливаться на религиозном элементе, но «познакомиться с новой культурой (Израиля), политикой, поэзией, литературой, языком» — «чарующей смесью общин, смешением корней, социальных связей, которых доселе не знала наша история».

Израильская культура, считает Бен-Хур, «ближе к культуре христианской, нежели еврейской. С одной стороны, евреи привнесли в Израиль многие ценности и обычаи, усвоенные в христианской Европе, с другой стороны, еврея-израильтянина, как правило, характеризует светскость, он не так связан с еврейской религией, как евреи диаспоры». В этой ситуации Израиль и Святой Престол ставят перед собой цель создания «совместного плана по установлению подлинного социального, политического и культурного диалога».

«Различия между нами, коренящиеся в нашей общей истории, порождали ненависть и дискриминацию, — заявил посол, — но самый страшный наш враг — это пропасть невежества или, еще хуже, отсутствие желания узнать друг друга». Условием для нового диалога он считает возвращение к общим корням, которое поможет понять современную идентичность.

«Современное Государство Израиль и его своеобразная культура, по сей день претерпевающая эволюцию, — это, в сущности, возрождение традиции и культуры, существовавших в Израиле две тысячи лет назад, от которых произошла также христианская культура», — утверждает израильский дипломат. В диаспоре евреи переняли обычаи и традиции других стран, «но в то же время повлияли на каждое общество и внесли свой вклад, сохраняя самобытность». Именно так развивалась способность еврейского народа впитывать некоторые черты местной культуры, главным образом христианской. Поэтому «израильская культура — это смесь, уникальная и интересная, в которой встретились ценности, обычаи, идеалы и смешанные концепции, черпающие из еврейской и из христианской культуры, которые взаимодействуют в непрерывном движении внутри плазмы, называемой "израильтянство"», — заявил Бен-Хур.

Радио «Ватикан»/Патриархия.ru

Материалы по теме

Председатель Отдела внешних церковных связей архиепископ Иларион прокомментировал установление дипломатических отношений между Россией и Ватиканом

Президент Болгарии Георгий Пырванов посетил гробницу святого равноапостольного Кирилла в Риме

Ватикан и Израиль обсудят вопрос контроля над рядом христианских святынь

Состоялась встреча между Папой Римским Бенедиктом XVI и Президентом Белоруссии Александром Лукашенко

Представители ОВЦС приняли участие в торжествах по случаю 25-летия повторного освящения кафедрального римско-католического собора Москвы

Патриарший экзарх Западной Европы присутствовал на церемонии открытия собора Парижской Богоматери

Председатель ОВЦС встретился с председателем Конференции католических епископов Италии

Представитель Русской Православной Церкви встретился с нунцием Святого Престола в Дамаске

Другие новости

Священный Синод Русской Православной Церкви принял ряд решений, касающихся внешних церковных связей

Экспертный совет по взаимодействию с исламским миром переведен в ведение Отдела внешних церковных связей

Утвержден новый состав Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью

Глава Синодального отдела по социальному служению рассказал о рождественских благотворительных проектах Церкви

Представитель ОВЦС принял участие в ежегодном экспертном совещании в Министерстве иностранных дел России

Состоялось заседание Комиссии по международному сотрудничеству Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России

Секретарь по межрелигиозным отношениям ОВЦС принял участие в научной конференции Посольства Ирана и Института востоковедения РАН

Представитель ОВЦС принял участие в торжествах по случаю введения в должность нового настоятеля англиканского храма в Москве

Глава Синодального отдела по тюремному служению принял участие во Всероссийском семинаре по противодействию распространению экстремистской идеологии в местах лишения свободы