23 ноября 2014 года за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Флавиана (Митрофанова) во епископа Череповецкого и Белозерского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Флавиана на служение и вручил ему архиерейский жезл.
Преосвященный епископ Флавиан!
При сонме свидетелей видимых и невидимых, пред лицом Церкви Христовой ты воспринял ныне огнеобразную благодать архиерейства, дарованную тебе милостью Божией при возложении на главу твою рук святительских.
Дар этот столь же ценен, сколь и ответственен, и, принимая сие небесное помазание, помни о том, что епископство ― это в первую очередь тяжелейший духовный подвиг, который требует от человека огромного напряжения всех его сил и абсолютной самоотдачи. С этого момента жизнь вверенного тебе народа Божия с ее радостями и горестями ― твоя жизнь, твои радости и твои горести.
Не обольщайся высотою и почетностью твоего нового положения. Знай: за видимым блеском епископского сана, за красотой и пышностью архиерейских одежд скрываются невидимая тяжесть архипастырского омофора и незаметный каждодневный крестный труд ― труд до кровавого пота и полного изнеможения сил.
Как на всяком ответственном пути человека ожидают порой немалые трудности и опасности, так и епископское служение сопряжено с различными скорбями и искушениями. В свое время, принимая епископское рукоположение и сознавая всю меру возлагаемой на меня ответственности, я спросил у своего духовного отца и наставника приснопамятного владыки митрополита Никодима (Ротова), как надлежит бороться с соблазнами, как быть достойным высокого епископского звания, и получил в ответ: «У тебя не должно быть свободного времени».
Сей завет даю и я тебе ныне. Все свои силы употребляй ради блага Церкви, все свое личное время используй для полезных трудов и молитвы. «Внимай себе и отовсюду храни себя; неусыпно стереги себя оком ума», как учит свт. Иоанн Златоуст. И, видя твое доброе произволение и ревность о деле Божием, Господь непременно дарует тебе и обильные милости, и обновление душевных и телесных сил, и Свое благословение.
В эти священные для тебя минуты хотел бы привести тебе на память один из эпизодов евангельской истории, когда Воскресший Спаситель явился Своим ученикам на Тивериадском озере и троекратно обратился к Петру со словами «Симоне Ионин, любишь ли меня?». И трижды получая утвердительный ответ, Христос каждый раз произносил: «Паси овцы Моя» (Ин. 21:15-18). Так Господь призывает Петра к высшему служению ― к апостольству. Непременным же условием этого высокого служения, как мы видим, является горячая и искренняя любовь к Богу и способность пронести эту любовь через всю жизнь.
Несомненно, данное Божественное вопрошание адресовано не только Петру и прочим апостолам, но и всем преемникам их трудов и служения, всем архипастырям Церкви Христовой. И сегодня к тебе обращен тихий и кроткий глас Спасителя: «Флавиан любит ли Меня?» Ты же со смирением ответь: «Так, Господи, я люблю Тебя». Пусть эта любовь к Богу вдохновляет и сподвигает тебя на деятельные и ревностные труды на новом для тебя епископском поприще.
Край, в который ты направляешься на архипастырское служение, недаром поэтически зовется Северной Фиваидой. Сюда, в дремучие леса и непроходимые болота, удобные, казалось бы, лишь для жительства диких зверей и птиц, устремлялись подвижники, искавшие уединения и безмолвия. Сей край был некогда известен множеством иноческих обителей и келий монахов-пустынников, так что слава этих мест, воспитавших дивных подвижников веры и благочестия, вполне сравнима со славою древней Фиваиды Египетской.
Устраивая церковную жизнь во вверенной твоему попечению Череповецкой епархии, прилагай усилия к тому, чтобы на этой благословенной земле активно возрождались традиции иноческого делания, укреплялась любовь народа к монашеской жизни и духовному подвигу.
При наречении ты исповедал решительное намерение подражать в своем служении примеру личной аскезы и ревностных миссионерских трудов первых свидетелей о Воскресшем Господе. Взирай на их богобоязненную жизнь и подвижническую деятельность, помни о том, что церковная проповедь не должна ограничиваться стенами храма, а христианская община ― это не какая-то «вещь в себе». Первые проповедники Евангелия были движимы призывом Спасителя: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19). Именно «идите», а не «живите в своих общинах и, если кто-нибудь из внешних захочет покреститься, то покрестите его». Не говорил так нам Господь, обращаясь через Своих апостолов. В этом слове «идите» ― вся динамика и смысл двухтысячелетнего развития христианства. В этом «идите» ― суть посланнического служения Церкви.
Церковная проповедь, адресованная общине ли верных, или же тем, кто находится вне ограды церковной, всегда должна быть актуальной: она должна учить человека прилагать Евангелие к его повседневной жизни, то есть она должна учить жить человека; эта проповедь, оперируя современными категориями и понятиями, должна объяснять смысл евангельского послания миру.
Все, что мы делаем сегодня: будь то социальная работа, молодежное служение, взаимодействие со СМИ, с органами государственной власти и многое другое, ― осуществляется Церковью лишь настолько, насколько это служит человеческому спасению. Именно в этом заключается главная миссия во все времена: вести людей ко спасению ― иной цели у Церкви просто нет.
С другой стороны, как сокрушался святитель Игнатий (Брянчанинов), «многие говорят о спасении, многие желают спастись; но если спросить их, в чем заключается спасение, то ответ для них делается очень затруднительным» (Слово о спасении и о христианском совершенстве).
Святитель Игнатий, этот великий светильник земли Вологодской, хорошо знал, о чем говорил, ибо уже в его времена народ начинал охладевать к духовной жизни, соблазняясь все больше мирской суетой и заботами о земном благополучии. Почти двести лет минуло с тех пор, но как все это актуально и ныне!
Неустанно напоминай своей пастве о том, что вне Церкви нет истинного христианства, вне Церкви нет полноты спасения. Быть христианином в наше время порою не менее трудно, чем в первые века, когда Церковь была гонима и за исповедание веры можно было поплатиться собственной жизнью. Быть христианином сегодня ― это вызов, вызов существующим умонастроениям секуляризма и нередко скептически-равнодушного, а порой и враждебного отношения к религии, особенно христианской.
Всегда призывай свою паству хранить верность Церкви и Святому Православию. Силой слова, силой интеллекта, силой духа утверждай правду и истинность Христова Евангелия, непреложность и ценность Божественных обетований.
По слову апостола Павла, «проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4:2), чтобы на закате дней твоих с чистой совестью и спокойной душой ты мог радостно повторить вслед за этим апостолом: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4:7).
С посохом в руках твои предшественники выводили свою паству на пажить добрую, с его помощью искали заблудшую овцу и возвращали похищенную. Такой жезл вручаю и тебе ныне в знамение твоего служения в епископском сане. Да будет посох сей твердой опорой тебе в преодолении трудностей архипастырского подвига. Преподай же теперь благословение людям Божиим, чающим приобщиться дарованной ныне тебе благодати Господней и молитвой своей участвовавшим в твоем рукоположении.
Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси