В отношении КНР Ватикан ведет двуличную политику: стремясь к установлению дипломатических отношений, он в действительности намерен вновь установить контроль над Католической Церковью в Китае, считает Е Цзяовен, глава департамента (министерства) по делам религий КНР.
«Ватикан ненавидит социализм», утверждает министр, однако проникновение в Китай — «одна из важнейших задач "стратегии нового тысячелетия" Католической Церкви, нацеленной на приобретение политической власти и восстановление прежнего статусa "центра мира"».
Уже сейчас «Куба и Вьетнам контролируются Ватиканом, и Китай остается единственной социалистической страной, которая продолжает игнорировать властные амбиции Ватикана», — заявил министр в пространном интервью еженедельнику «Нан Фань».
Как отмечает агентство AsiaNews, интервью с жесткой критикой в адрес Ватикана и Папы Бенедикта XVI вышло в свет 13 марта, в то самое время, когда в Ватикане шли переговоры делегации КНР с представителями Государственного секретариата Святого Престола. По информации анонимного источника в Ватикане, темой этих переговоров стали возможные шаги по восстановлению дипломатических отношений, прерванных Пекином в 1951 году.
Наблюдатели по-разному интерпретируют подобную двойственность в отношении к Ватикану со стороны властей КНР. Некоторые считают, что она объясняется внутренними разногласиями в среде руководителей КНР, среди которых вчера еще сильны позиции сторонников жесткого маоизма. Другие считают, что Пекин ведет двойную игру, намереваясь «умиротворить» Ватикан в преддверии Олимпийских игр, после чего прежний жесткий курс будет продолжен.
Комментируя прошлогоднее послание Бенедикта XVI католикам Китая, министр назвал его «шагом назад» — ввиду того что понтифик, ограничив полномочия нелегальных католических епископов (пребывающих, несмотря на запрет властей, в общении со Святым Престолом), в то же время вновь добивается от китайских католиков «полного единства с Папой, заставляя их выбирать между их партией и Церковью».
Письмо Бенедикта XVI, по словам министра, открыто отрицает авторитет Китайской католической патриотической ассоциации и официальной епископской конференции, действующей без одобрения Ватикана, а также «отвергает принципы независимости, автономии и самоуправления Церкви», особенно в вопросе назначения епископов (в письме, опубликованном в июне 2007 года, Бенедикт XVI особо призвал власти КНР не вмешиваться в процесс назначения иерархов).
Также министр заявил, что Ватикан «признает нелегитимные власти Тайваня, не считая единственно законным правительство Китайской Народной Республики». Из этого он делает вывод, что всякий, кто поддерживает «секретные контакты с Ватиканом… лишен чувства патриотизма, которое обязан иметь китайский гражданин».
Еще одним поводом для критики в адрес Ватикана стала канонизация китайских мучеников в 2000 году.
«Несмотря на наши возражения, в день нашего национального праздника состоялась "канонизация", и были провозглашены "святыми" все эти миссионеры, среди которых одни были бесстыдными распутниками, а другие совершили кошмарные преступления», — заявил Е Цзяовен.
Исследования китайских историков показали необоснованность обвинений, выдвинутых против христианских миссионеров XX века в годы маоизма, утверждает агентство AsiaNews; однако публикация этих работ запрещена властями КНР.
Патриархия.ru