21 февраля 2008 года на официальном сайте Румынского Патриархата было опубликовано коммюнике, содержащее «разъяснения в связи с юридическим признанием Бессарабской митрополии и входящих в ее состав епархий». В декабре 2007 года там же был размещен пресс-релиз Сектора внешних церковных связей Румынской Православной Церкви, в котором изложены доводы, оправдывающие решение Священного Синода Румынской Православной Церкви об учреждении новых епархий в составе так называемой «Бессарабской митрополии». В основном те же соображения были переданы румынской делегацией представителям Московского Патриархата на переговорах в Болгарии 22 ноября 2007 года.
Аргументы представителей Румынской Православной Церкви, оправдывающих решение об учреждении епархий «Бессарабской митрополии», прокомментировала в специальном заявлении Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
В заявлении отмечается несоответствие аргументации румынской стороны общепризнанным канонам Православия. В частности, указывается несостоятельность трактовки 34-го Апостольского правила, якобы предписывающего формирование епископата по этническому признаку. Как известно, еще в 1872 году доктрина этнофилетизма (оправдывающая принесение церковных интересов в жертву национально-политическим) была осуждена Поместным Константинопольским Собором при участии Восточных Патриархов.
Также не выдерживает критики заявление румынской стороны о том, что православные верующие этого государства «являются в большинстве своем румынами» — по данным государственной переписи, проведенной в 2004 году, румыны составляют всего 2,2% населения Республики Молдовы; при этом православными являются и молдаване, и русские, и украинцы, и гагаузы, и болгары, составляющие вместе более 96% населения Республики.
Румынская сторона оправдывает учреждение параллельных православных юрисдикций в Республике Молдова тем, что данная территория не является более составной частью ни румынского, ни российского государства, а представляет собой новое, независимое государство, однако Православная Церковь традиционно опирается на ряд канонических правил, запрещающих «смешение Церквей» и поставление двух епископов «в одном граде», отмечается в заявлении ОВЦС.
«Неясно, какими именно пастырско-миссионерскими соображениями может быть вызвано желание разделить православную паству в одной стране — будь то по этническому или политическому признаку. Такой акт, разделяющий Тело Церкви, способен лишь затруднить дело православного свидетельства и пастырства», — считают в Русской Церкви.
Не менее спорными представляются выдвинутые в заявлениях Румынской Церкви аргументы исторического характера.
В ОВЦС напоминают, что направленный в Бухарест в 1885 году Святейшим Константинопольским Патриархом Иоакимом IV Томос о провозглашении автокефалии Румынской Православной Церкви определенно именует ее «Православной Церковью Румынского королевства», границы которого, как известно, ни в ту пору, ни ранее не включали пруто-днестровское междуречье.
Румынские представители заявляют, что Русская Православная Церковь в 1813 году основала Кишиневскую епархию якобы «в целях русификации румынского населения в восточной части Молдовы». Однако молдавские историки подчеркивают, что именно со времени образования Кишиневской епархии началось возрождение национальной культурной жизни в Молдавии после долгого кризиса, пережитого в период зависимости от Турции, напоминают в Русской Православной Церкви.
«К сожалению, в конце XIX века имели место отдельные случаи недостаточного уважения местному языку и культуре, однако к XX веку такие явления были полностью изжиты, — отмечается в заявлении ОВЦС. — Сегодня же практически во всех храмах Православной Церкви Молдовы богослужение ведется на молдавском языке».
«Авторы обвинений России в «несправедливой аннексии» Молдовы в 1812 году как будто забывают, что Россия принесла народам Молдовы избавление от почти трехвекового гнета иноверцев, сопровождавшегося насилием и грабежами со стороны турецких властей и гонениями на национальную культуру. Замалчивается и то, что «аннексии» на протяжении веков предшествовали десятки обращений молдавских господарей, митрополитов и бояр с просьбами о принятии их страны в состав России», — говорится в заявлении Службы коммуникации.
Часть исторической Молдавии в 1812 году была взята под покровительство России и избавлена от иноверного насилия; другая часть Молдавии вместе с Валахией позднее составила единое Румынское государство, независимость которого была обретена также при деятельном участии России, отстоявшей в русско-турецкой войне 1877–1878 годов законное право братского народа на самоопределение.
Что же касается учрежденной, вопреки церковным канонам, «Бессарабской митрополии», то ее упразднение в 1944 году приветствовался народами Молдавии и сопредельных с ней областей Украины наравне с прекращением деятельности на этой территории оккупационной администрации, говорится в заявлении Службы коммуникации ОВЦС. Более того, факт пребывания Кишиневской епархии в составе Русской Православной Церкви был безоговорочно признан тогдашним Священноначалием Румынской Православной Церкви. С тех пор и до 1992 года румынской стороной не было сделано ни одного заявления каких-либо претензий в отношении Церкви Молдовы, а стало быть, согласно 17 правилу IV Вселенского Собора и 25 правилу VI Вселенского Собора, давно истек срок давности для возможных споров по данному вопросу.
«Русская Православная Церковь по-прежнему готова к открытому диалогу с Румынским Патриархатом, исходя при этом из убеждения, что урегулирование церковной ситуации в Республике Молдова возможно исключительно в русле следования каноническим нормам Святой Православной Церкви путем надлежащих церковных решений, учитывающих интересы православных граждан Молдовы», — подчеркивается в Заявлении Службы коммуникации ОВЦС.
Патриархия.ru