В среду 26 марта в столице состоялось ежегодное Общее собрание Российской академии образования. По приглашению президента РАО Н.Д. Никандрова в его работе принял участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Многоуважаемый Николай Дмитриевич, многоуважаемый Андрей Александрович, уважаемые члены Президиума Академии, уважаемые ученые — члены Академии!
Российская академия образования, объединяющая ученых-педагогов, многие из которых стяжали заслуженную известность не только у нас в стране, но и за ее пределами, является сегодня авторитетным сообществом, чье влияние распростирается на все российское общество и не ограничивается лишь сферой образования. Именно поэтому нынешнее годовое собрание — выборы Президента, выборы руководства Академии образования — имеет весьма важное значение для жизни всей нашей страны.
Я сердечно благодарю президента Российской академии образования за представленный доклад. Я поддержал бы и одобрил все то, что было сделано за минувший год. Я хотел бы остановиться на одном моменте, который упомянули в своем докладе и Николай Дмитриевич и Андрей Александрович — это вопрос воспитания.
Я думаю, образование тесно связано с воспитанием. Слишком много сегодня у молодежи, у детей соблазнов. И нужно выработать иммунитет против тех соблазнов, с которыми встречается молодое поколение.
Перед Академией стоят трудные и ответственные задачи. Главная из них заключается в обновлении отечественного образования при тесном взаимодействии с государством и гражданским обществом с целью сохранения и развития лучших традиций российской школы. 2008 год объявлен в России Годом Семьи. И это накладывает на деятельность Академии особую ответственность за ориентацию детей и молодежи на традиционные семейные ценности. Катастрофа, какой процент разводов сегодня! Молодые люди не готовы создавать семью, не готовы брать ответственность за воспитание детей.
Одним из важнейших приоритетов Академии в предстоящий период станет доработка и введение новых стандартов общего образования, к чему я хотел бы привлечь ваше внимание. Ведь по сути дела речь идет о том, чему и сколько времени следует учить детей в школе, а это, в свою очередь, необходимо делать с учетом нашей современной жизни, потребностей граждан и государства.
В связи с этим следует сказать об опыте взаимодействия Русской Православной Церкви с Министерством образования и науки и Российской академией образования за последние годы. Участие ученых-педагогов в Международных Рождественских образовательных чтениях, в подготовке научных изданий, таких как «Православная энциклопедия», свидетельствует о неразрывной связи современной отечественной педагогической науки и церковной традиции. Особо хочу отметить вклад Николая Дмитриевича в развитие такого соработничества.
Однако в минувшем году мы, к сожалению, столкнулись с ситуацией, когда при разработке новых стандартов общего образования эти новые потребности явно остались вне поля зрения их разработчиков. Я говорю о преподавании в школах предмета «Основы православной культуры», известного и под различными наименованиями в разных регионах. Например, в Костромской и Вологодской областях идет предмет «Источник» и не вызывает никакого конфликта, никаких возражений.
Светскими специалистами и представителями Русской Православной Церкви была разработана концепция, согласно которой учебный предмет «Основы православной культуры» мог бы, как и до принятия поправок к Закону об образовании, преподаваться в школах, теперь уже в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура» на элективной основе, то есть по выбору родителей учащихся. При этом должны быть, несомненно, учтены интересы граждан России, исповедующих другие религии, и нерелигиозной части российского общества, созданы возможности для организации преподавания на той же основе предложенных ими учебных предметов.
В настоящее время разработчики новых стандартов говорят о том, что стандарт общего образования нового поколения — это, по сути дела, общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, и поэтому ставится вопрос об их широком общественном обсуждении.
Об этом же сказал в своей речи «О стратегии развития России до 2020 года» на расширенном заседании Государственного Совета Президент России Владимир Владимирович Путин: «Сейчас Министерство образования работает над стандартами. Я хочу, чтобы это было предметным обсуждением в обществе в целом». Несомненно, в таком обсуждении должна будет принять участие Русская Православная Церковь и другие религиозные объединения, ибо невозможно представить развитие современной российской школы вне русла традиции Православия и религии вообще. Надеюсь, что наконец-то все недоумения, связанные с этим вопросом будут устранены, и в Российской академии образования начнется период содержательной и продуктивной работы при участии церковных специалистов по подготовке стандартов нового поколения. Мне хотелось бы попросить будущего президента Академии лично проконтролировать ход этой работы.
Быть может, не всем известны слова основателя отечественной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, сказавшего: «Современная педагогика исключительно выросла на христианской почве, и для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая — и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и результатов впереди». Возможно, эти слова не всем приятны. Но в них содержится правда наших российских реалий. И я прошу вас всех, каким бы ни было ваше отношение к религии вообще и к Православию в частности, постараться понять и принять эту правду. Выражаю надежду, что в новый период своей деятельности, который открывается сегодняшним собранием, Российская академия образования сделает решительные шаги в этом направлении, и на смену непониманию и разногласию придет согласие и уважение.
Опыт соработничества церковных и научных структур показал, что мы можем искать и находить общие решения. Ведь у нас одно Отечество, одна история, и одно будущее, которое мы должны вместе созидать. И мы обязаны сделать его достойным для наших детей граждан России.
Спасибо.