7 декабря 2014 года, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в кафедральном соборе Христа Спасителя в Калининграде. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.
Ваше Преосвященство, владыка Серафим! Ваши Преосвященства! Уважаемый Николай Николаевич, губернатор Калининградской области! Уважаемый Александр Георгиевич, мэр города Калининграда! Дорогие отцы, братия и сестры!
Всех вас сердечно приветствую с этим радостным воскресным праздничным днем. Для меня всегда радость переступать порог этого храма и вообще приезжать на Калининградскую землю, с которой связаны уже почти 30 лет моей жизни.
Калининград — особое место, где Православная Церковь начала с нуля свою жизнь. И когда сегодня я вижу множество людей, когда слышу и получаю информацию о закладке новых храмов, об освящении этих храмов, когда знаю, как востребована в Калининграде православная гимназия, как люди стремятся получать образование в церковных учреждениях, то, конечно, радуюсь. Ибо по милости Божией даже самые наши смелые мечты, имевшие место 30 лет тому назад, и самые смелые ожидания, осуществляясь, превзошли эти наши предчувствия, ожидания и мечты.
Самая главная задача, которая сегодня стоит перед Церковью, заключается в том, чтобы Евангелие Спасителя, Его Божий закон вошли в плоть и кровь жизни нашего народа. Нам иногда говорят, что для того, чтобы победить преступность, нужно улучшить законодательство, нужно еще больше совершенствовать правоохранительные органы — и, наверное, это правильные слова. Но можно гораздо проще и дешевле решить не только проблему преступности, но и проблему человеческого неустройства, беспокойства, отсутствия радости в сердце: живи по заповедям Божиим, и все приложится (см. Мф. 6:33). Но для того чтобы жить по заповедям Божиим, нужно их знать и, кроме того, нужно вести себя так, чтобы избегать всего того, что может этот Божий закон разрушать.
В сегодняшнем апостольском чтении (Еф. 5:8-19), в Послании апостола Павла к Ефесянам, содержатся такие слова: испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы; будьте осторожны, поступайте не как неразумные, но как мудрые, потому что время дорого, и лета жизни, которые человек проживает, не всегда просты.
Что же означает не участвовать в бесплодных делах тьмы? Дела тьмы это те дела, которые инспирируются не Богом, а дьяволом. Участник всегда человек, как в добрых делах, так и в злых. Злые дела мы совершаем, руководствуясь не Божиими заповедями, а пониманием своей выгоды, своей пользы. Мы пытаемся достигать своих земных целей. И если вдруг на нашем пути возникает нечто, являющееся преградой, мы не осмысляем причину появления этой преграды и не ищем в себе источник возникновения таковой преграды, но мы чаще мобилизуем свои силы, чтобы любыми средствами, в том числе и беззаконными, эту преграду преодолеть.
Господь называет эти дела тьмы бесплодными: они не приносят плода, они не приводят человека к искомому результату. Потому что человек-то хочет для себя блага, счастья, но, погружаясь в эту атмосферу бесплодных богопротивных дел, еще туже затягивает на себе петлю — дышать становится тяжело. И денег может появиться много, и дом прекрасный, и машина, и работа, и власть… а душа беспокойна, мятется, не находит себе места. И то, что я говорю, относится не к единицам — к тысячам людей. Кто исчислял эти тысячи, которые совершают бесплодные, то есть никому не нужные — и в первую очередь самому человеку — дела тьмы.
А что же означает «испытывайте себя»? Это значит: соотносите свои мысли, свои дела с Божественным законом, чтобы по незнанию, неведению, по ошибке не совершить этого бесплодного, разрушающего человеческую жизнь дела, которое принадлежит к тьме, а не к свету. Это испытание чрезвычайно важно. Но для того, чтобы человек мог соотносить свои поступки с Божиим замыслом о нем, о мире, о человеке, нужно знать Божий закон. Вот почему мы и настаиваем на том, чтобы с детства, с отрочества люди овладевали хотя бы знаниями этого закона.
Но знаний мало. Преступники часто знают законы лучше, чем добропорядочные граждане. Я сталкивался с этим, посещая места заключения. Там очень много умных, образованных людей, прекрасно знающих законы и сознательно эти законы нарушающих. Вот так может быть и в духовной жизни. Человек может знать Божии заповеди, но нарушает их, потому что не они являются приоритетом, не они — конечное мерило жизни и поступков, но, опять-таки, чувство выгоды, как сам себе человек эту выгоду понимает, стремление к достижению целей, которые совсем не являются богоугодными.
Поэтому помимо знаний Божиего закона нужно еще что-то иметь. Это «что-то» есть голос нашей совести. По совести нужно жить. Потому что совесть это не благоприобретенное некое знание, которое приходит к человеку по мере получения образования. Совесть вкладывается Богом в душу каждого человека. И если живем по совести, если ее не разрушаем, то не только памятование о Божиих заповедях, но и голос своей собственной совести будет говорить: «Я поступаю гадко, мерзко. Да, я хочу достигнуть какого-то блага для себя. Не получится». Этот голос совести может в самый важный момент остановить человека и помочь ему не участвовать в этих не плодотворных, а напротив — разрушающих человека делах тьмы.
О том, по какому пути жизненному идти, как выстраивать свои отношения с людьми, задумывается каждый из нас. Большое влияние оказывает на человека как вера и знание Божиего закона, так и национальная культура. А почему? Потому что в культуре, созданной на протяжении веков народом, присутствует нравственный идеал. Он проник и вошел в эту культуру не потому что кто-то его изобрел, а потому что люди, создававшие эту культуру, жили духовным, нравственном идеалом Евангелия.
Поэтому мы и говорим, что мы в большинстве своем христианский народ, хотя, конечно, в России есть люди, принадлежащие и к другим религиям. Но и они имеют в сердце Божественный закон совести. А наша культура в лучших образцах литературы, живописи, архитектуры помогает человеку укрепить в себе этот Божественный нравственный идеал. Если внимательнее всмотреться в положительного героя нашей классической русской литературы, то ведь это герой-христианин. Он по совести живет, он способен на самопожертвование во имя ближнего, во имя защиты Родины, во имя отстаивания правды. И как страшно, если этот положительный герой уйдет из нашей литературы и будет подменен другим героем — прагматичным, жестоким и жестким, прокладывающим себе путь для все большего обладания благами и деньгами.
Слова апостола Павла о неучастии в делах тьмы являются основополагающими. Перед каждым человеком стоит этот выбор. И перед тем как войти в эту логику совершения богомерзких дел, разрушающих человеческую личность, нужно обо всем подумать. Нужно подумать о своих родителях, о своих бабушках и дедушках. Нужно подумать о национальных героях, которые отдавали жизнь свою за Родину. Нужно вспомнить положительных героев нашей великой литературы. Нужно вспомнить примеры святых, которые также лежали в основе литературного творчества нашего народа. И тогда этот мощный духовный и культурный пласт станет редутом, неприступной крепостью перед всеми дьявольскими искушениями.
Сегодня мы как страна и как народ переживаем трудное время. Для того чтобы справиться с этими трудностями, которые связаны и с санкциями, которые на нас обрушили, и с определенными переменами в экономике, мы должны быть обязательно нацелены на добро, на правду Божию. И чем больше эта Божия правда будет отображаться в наших делах, тем больше мы будем солидарны, тем больше мы будем сплочены, тем больше мы будем способны совместно, трудясь бок о бок, преодолевать трудности и устроять Россию так, чтобы каждый в ней мог жить свободно, спокойно, мирно и чтобы никакие силы не разрушали голос совести нашего народа.
Вот так смыкаются воедино и вера, и политика, и экономика, и культура. А иначе и быть не может, потому что ведь творцом и одного, и другого, и третьего является человек. Он либо принимает веру, либо не принимает. Он либо честно трудится, либо становится преступником. Он либо солидарен с другими, либо индивидуален до безумия, до способности в жертву своим потребностям приносить потребности и жизни даже других людей. И поскольку в центре всего человек, Церковь и обращается к человеку, к его разуму, к его сердцу.
Верим, что, как в славные времена прошлого — великие времена, связанные с именами Александра Невского, Дмитрия Донского, преподобного Сергия, с именами героев, спасших Россию от польской интервенции в XVII веке, от Наполеонова нашествия, спасших Россию и Европу от гитлеровского нашествия, — так и сегодня мы, вдохновляясь теми же самыми идеалами, должны устроять свою личную и общественную жизнь. Да поможет нам Господь идти по тому пути, который нам предлагает сегодня апостол Павел. Он предлагает нам быть мудрыми, а не неразумными, и дорожить временем, потому что дни лукавы (Еф. 5:15-16). Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси