В беседе с ведущим информационной телепрограммы «Вести в субботу» Сергеем Брилевым председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион поделился своими размышлениями о служении приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II.
«Каждый человек, особенно же человек такого масштаба и занимающий столь высокий пост, входит в историю либо со знаком "плюс", либо со знаком "минус". Патриарх Алексий — человек, в котором можно с полной уверенностью сказать, что она вошел в историю со знаком "плюс"; он оставил глубокий след в жизни Русской Церкви», — подчеркнул владыка Иларион. Он напомнил, в каком состоянии была Русская Церковь, когда на Первосвятительский престол вступил приснопоминаемый Патриарх Алексий II: то была Церковь, ослабленная десятилетиями гонений, фактически существовавшая в гетто. Только в последние самые годы и даже месяцы жизни Патриарха Пимена Русская Православная Церковь стала выходить из этого гетто. Предшественники Алексия II на Патриаршем престоле, совершавшие служение в советские годы, вынужденно были затворниками — их видели только в храмах, которых они служили. Они даже не могли посещать епархии.
Патриарх Алексий объездил всю Россию, всю Русскую Православную Церковь. Он совершил большое количество визитов в другие Церкви, при нем Церковь возросла многократно: в несколько раз увеличилось число приходов, монастырей, духовных школ, подчеркнул председатель ОВЦС.
«Произошел колоссальный количественный рост Церкви, а также огромные качественные изменения в ее жизни, — засвидетельствовал архиепископ Иларион. — В этот тяжелый период нашей истории Русская Православная Церковь сохранила свое единство, несмотря на то, что много было сил, которые хотели это единство разрушить».
В числе последних великих деяний в жизни приснопамятного Патриарха Алексия II владыка Иларион назвал воссоединение в 2007 году Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом. «То было увенчание всей объединительной деятельности, которую вел Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II», — сказал иерарх.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru