Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 10 октября 2015 года.
Дорогие о Господе братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте.
Воздушно-космические силы России вместе со своими союзниками из числа воинов сирийской армии и другими людьми, которые хотят справиться с вызовом международного терроризма, одерживают достаточно серьезные успехи на сирийской земле. Бегут боевики-террористы. Армии Сирийской Арабской Республики и российскому воинству удается уничтожить опорные базы террористов, их вооружение, их командные пункты. И это самым существенным образом меняет ситуацию в зонах противостояния между законной властью и террористами.
Много сегодня говорится о том, что успех Воздушно-космических сил России и сирийской армии очевидны. Много говорится о том, что победы и достижения, которые не смогла осуществить западная коалиция за многие месяцы действия в Сирии, сегодня достигаются благодаря участию России в этой, по большому счету, миротворческой операции. Чтобы на земле Сирии наступил мир, чтобы люди, которые по разному смотрят на будущее Сирии и принадлежат к разным этническим, религиозным и идеологическим группам, могли через честный диалог достичь некоего взаимопонимания, очень важно справиться с теми, кто не хочет идти ни на какой диалог, с теми, кто объявляет своими врагами значительную часть мусульман и христиан, многие страны мира, в том числе Россию. С людьми, которые действуют методами террора, запугивания, объявления врагами чуть ли не 80 % всего человечества, нет и не может быть никакого способа договориться. С этими людьми нужно справляться через силовые действия.
И Россия всегда это хорошо понимала, особенно в 1990-е годы и 2000-е годы, когда нашей стране приходилось противостоять международному терроризму на собственной территории. Мы хорошо помним, как в наших городах и регионах происходили теракты, уносившие жизнь большого количества мирных, невинных людей, в том числе, детей. Мы хорошо помним, как России бросался наглый вызов со стороны силы, управляемой извне и действовавшей чудовищно зверскими методами. И в этот период, несмотря на все разговоры со стороны некоторых сил о том, что России стоит уступить, сдаться, вступить в какие-то переговоры с террористами, наша страна поняла, что с терроризмом нужно бороться только самыми решительными силовыми действиями. Этот урок для нас не прошел даром: мы понимаем, что международный терроризм, который влияет на многое происходящее в мире, должен получать достойный, жесткий, решительный ответ.
Сегодня не удастся спрятаться от международного террора за разговорами о том, что нам не нужно участвовать в тех или иных событиях, которые происходят далеко от наших границ. Сегодня мировые процессы коснутся каждого человека, если законная власть, которую он избрал, не участвует в этих процессах. Невозможно сегодня говорить о том, что та или иная сторона, даже такая большая как Россия или иные страны православного мира, окажутся в безопасности, если спрячутся за частоколом государственных границ, экономических или политических моделей.
Решения и процессы, которые касаются каждого из нас, определяются во многих регионах мира. Если мы в них не участвуем, они могут коснуться нас самым неожиданным, трагическим образом. Отказ от глобальной вовлеченности означает беззащитность перед теми угрозами, которые сегодня имеют глобальный характер и возникают в рамках глобальных процессов. И в России это понимали в течение многих веков. Наша страна участвовала в процессах, чреватых для нее опасностью и происходивших вдалеке от ее границ, понимая, что опасность может эти границы очень быстро пересечь. Наша страна участвовала в подобных процессах разными способами — иногда через дипломатию, иногда через поддержку тех или иных общественных сил, а иногда через применение силы военной. Сегодня ситуация во многом схожа с целым рядом трагических и сложных эпизодов нашей многовековой истории.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, говоря проповедь перед большим количеством паломников, пришедших в Троице-Сергиеву лавру на день памяти преподобного Сергия Радонежского 8 октября этого года, сказал важные, пророчески вдохновенные слова: «Мы видим, какие грозные и опасные знаки являет нам нынешний день. Действительно, совсем рядом, у границ наших, идет война, от результатов которой будет зависеть в том числе и благополучие Святой Руси, и державы Российской. Иногда самые опасные и страшные кровопролития начинались далеко за пределами Родины нашей, а потом получалось так, что на нас ложились тяжелые последствия тех войн. Достаточно вспомнить все то, что произошло в XX веке. Вот почему и сегодняшняя война, которая идет за южными пределами России, может превратиться в большую войну, если не будет остановлена сейчас. Будем просить Господа, чтобы милость Его пребывала со всеми нами, чтобы Отечество наше в результате происходящих сегодня военных действий было ограждено и от нападения вражия, и от тлетворных ветров, и от смертоносной язвы, и от всякого зла».
Россия защищает сегодня мирную жизнь своих граждан, борясь с международным терроризмом, который, к сожалению, представлен сегодня и на территории самой нашей страны. Но участие России в том, что происходит на фронтах борьбы со злом XXI века, не ограничивается, наверное, только прагматическими соображениями, связанными с защитой собственного населения и собственной территории от террористических действий. В этом противостоянии, в этой борьбе есть глубочайший нравственный смысл.
Россия всегда приходила на помощь тем, кто испытывал страдания и последствия несправедливости, тем, кто переживал состояние угнетения. В 1914 году Россия пришла на помощь единоверным и единокровным сербским братьям, сделав это в ущерб себе, потому что мы знаем, каковы были тяжкие последствия Первой мировой войны, в которую Россия вступила, испытывая братские чувства по отношению к сербскому народу, который никогда этого не забывает и, надеюсь, не забудет.
Да, Россия очень многое потеряла из-за Первой мировой войны. Но давайте подумаем, как наши предки чувствовали бы себя, если бы они предали сербский народ, думая о собственном благополучии, — так, как это сделали, между прочим, многие нации, которые были союзными по отношению к угнетаемым народам, но никогда не сделали ничего реального ради помощи им и их поддержки. Давайте подумаем, как мы бы чувствовали себя, если бы не пришли сегодня на помощь страдающим в Сирии людям. Нам было бы, наверное, стыдно и совестно, если бы мы не исполнили свой долг по отношению к тем, кто возлагает на нас сегодня надежду.
Борьба в Сирии — это, конечно, не «религиозная война», это не противостояние христиан и мусульман, мусульман-суннитов и мусульман-шиитов, верующих и неверующих. Это в то же время борьба нравственная, связанная с противостоянием абсолютно безнравственному и преступному злу международного террора. И об этом верующие и неверующие люди в России, православные христиане, мусульмане, последователи других религий, ясно сказали многажды.
Есть, правда, в нашем обществе какая-то группа людей, которая проповедует пораженческие настроения и пацифизм в условиях, когда наши воины ведут непростую борьбу со злом глобального террора. Точно так же в 1990-е годы некоторые предлагали чуть ли не сдаться террористическим силам, действовавшим на Северном Кавказе и совершавшим преступления в Москве и в иных городах России. И сегодня некоторые говорят, в том числе основываясь на околохристианских аргументах: «Не нужно нам идти в Сирию и там помогать людям. Любые военные действия вне пределов собственной территории — это плохо. Вот если на нас нападет тот или иной враг, тогда мы получим право на применение силы, а сейчас его у нас нет». Кое-кто прямо говорит — и в кулуарах, и публично: «Лучше, чтобы российские войска потерпели поражения, из-за этого мы быстрее из Сирии уйдем, из-за этого у нас будет более мирная и спокойная жизнь». И также иногда эти разговоры подкрепляются якобы христианской аргументацией.
Ничего общего не имеют с христианством эти разговоры. Христианин, по крайней мере христианин-мужчина, всегда воспитывался Церковью как воин и защитник своих ближних, своего Отечества, своей веры. Пацифизм и христианство — это вещи весьма далекие друг от друга. Более того, христианин должен защищать не только тех, кто рядом, но и всех — даже инаковерующих и неверующих, когда они испытывают притеснения, испытывают опасность для жизни, здоровья, свободного построения собственного будущего. Таков наш нравственный долг. Этот долг всегда осознавался в России. И ничего общего с христианством не имеет попытка отказаться от этого долга, предать тех, кто надеется на нас, и все это оправдать пацифистской фразеологией.
Мы не сможем спрятаться от грозной поступи истории. Она сейчас едина для всего мира и уж по крайней мере для всей Евразии. Не участвовать в ней, забывать о страданиях ближних, прятаться в обывательский мирок, такой тесный и милый, но такой беззащитный перед лицом истории, значит обманывать самого себя и обманывать окружающих. Пусть православные народы и народы, связанные с другими мощными и мирными религиозными традициями, будут не ведомыми, а ведущими силами в тех непростых процессах, которые сегодня идут в мире. Пусть эти народы обеспечат свою мирную и свободную жизнь, свое самостоятельное развитие, свою безопасность благодаря самоотверженному подвигу — дипломатическому, политическому, военному, молитвенному — тех людей, которые в этих народах хранят их волю, их свободу и их право самостоятельно, без диктата извне, определять собственное будущее.
Патриархия.ru