12 марта 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил гимназию святителя Василия Великого. В актовом зале Предстоятель Русской Церкви обратился со словом к преподавателям и учащимся гимназии.
Уважаемый Зураб Михайлович, дорогие дети, родители, педагоги!
Очень рад, что у меня появилась возможность прийти к вам в гости. Я был наслышан, конечно, и о замечательных постройках, и о высоком уровне преподавания, о детях, которые довольны своим обучением. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. То, что я здесь увидел, превзошло все мои ожидания. Хотел бы поздравить всех, кто является устроителями этой школы, всех тех, кто руководит ею, кто здесь учит и учится.
Образование — это очень важный для человека процесс. Даже тогда, когда не существовало никаких школ или когда люди не могли посещать школу и были лишены возможности получать систематическое образование, они получали какие-то навыки и знания от своих родителей, от окружающих, из жизненного опыта. И среди тех, кто не получал никакого систематического образования, были люди выдающиеся, которые в какой-то момент своей жизни, получив возможность систематического образования, стали великими учеными, изобретателями, полководцами, священниками. Я назову имена лишь двоих: Ломоносов — основоположник нашей российской точной науки, и Кулибин — замечательный изобретатель и механик…
Образование — это не только пребывание в школе. Образование — это такой процесс восприятия окружающего нас мира, который приводит к важным внутренним преобразованиям человеческой личности, благодаря чему люди растут. Конечно, на этом образовательном пути очень важна школа. Сегодня школа является главным фактором и главным способом получения образования. И я хотел бы обратить внимание на то, что как существуют силы, работающие на образование человека (я упоминал уже семью, окружение, навыки, школу), так существуют и вещи, которые могут разрушать этот процесс.
Приведу вам один пример. Простите, это будет пример из моей собственной жизни. У меня сложились обстоятельства таким образом, что я не мог учиться до окончания средней школы вместе со своими сверстниками в обычной дневной школе, и после восьмого класса я ушел работать и продолжал обучение в так называемой вечерней школе. Занятия в школе у меня были после моей работы с 6 до 11 часов вечера, и уже ночью или рано утром — подготовка к следующему дню — уроки, домашние задания. Учиться было очень трудно. А самое главное — я был лишен того, что было особо вожделенным для абсолютного большинства моих сверстников. Людям хотелось гулять, развлекаться, слушать музыку, танцевать, проводить время в каких-то компаниях. Всего этого я был лишен. И не могу сказать, что это меня очень травмировало, но через какое-то испытание я прошел. Вот об этом испытании хотел бы вам сегодня рассказать.
Дело было весной или в начале лета. В городе Ленинграде, в Санкт-Петербурге, где я родился, жил и учился, это особо прекрасное время, время белых ночей, когда все гуляют допоздна. Это такое романтическое время, прекрасная погода, ни жарко, ни холодно, светло, ночью можно читать, настолько светло, и поэтому очень много людей на улице. Я сидел в маленькой комнатушке, где готовился к экзаменам или какие-то другие задания выполнял. И в это время с улицы (окна были открыты) стала раздаваться музыка. Я взглянул в окно и увидел много молодых людей, моих сверстников, которые гуляют, смеются, радуются жизни. А я сижу в этой маленькой клетушке ― гора книг, голова болит, устал, завтра рано утром на работу. Я подумал: Господи, что это за жизнь? Почему я не такой, как эти люди? Какая у них радость, веселье, какая погода, как все это мило, как все это прекрасно. И такая мысль пришла в голову: закрою-ка я все эти книжки и пойду гулять.
Я закрыл книги и двинулся к выходу, и в этот момент меня поразила одна мысль: для тебя сейчас наступил некий момент истины, от того, что ты сейчас сделаешь, будет зависеть вся твоя жизнь ― если ты пойдешь гулять, твоя жизнь пойдет по одному пути, а если ты останешься учиться, твоя жизнь пойдет по другому пути. А лет мне было всего 15 или 16. Может быть, Господь меня поставил перед этим выбором. Я сказал себе: нет, я буду продолжать учиться. Закрыл окно и полночи сидел за учебниками. И с тех пор у меня выработалась прививка к соблазну. В жизни много раз повторялись ситуации, когда надо было выбирать, и я понимал, что это неслучайно, это меня Бог ставит перед этим выбором. Если выбираешь одно, жизнь пойдет в одну сторону, выбрал другое — жизнь пойдет в другую сторону...
На основании собственного опыта могу сказать, что каждый из вас уже сейчас может проходить через такое испытание. И если вы хотите многого достичь в жизни, если вы хотите подняться к каким-то высотам, не просто порадовать родителей оценкой, а сделать в будущем что-то важное, как звучало в вашем гимне — во славу, в честь Отечества, во благо людей, во благо Церкви, то в эти моменты, когда Господь вас будет поставлять в ситуацию выбора, всегда делайте выбор в пользу более трудного пути, потому что Царство Божие силой берется (Мф. 11:12), и это евангельское выражение имеет отношение не только к достижению спасения в вере, это имеет отношение к достижению любого успеха.
Успех берется силой подвига. Лишь один пример. Вы здесь занимаетесь спортом. Какие силы вкладывают спортсмены, чтобы выиграть долю секунды! Какие гуляния, какие соблазны, какие пирожки с повидлом, если речь идет о том, чтобы держать себя в форме? А ведь все эти ограничения — маленькие подвиги. Поэтому подвиг самоограничения, способность выбирать трудный путь — это то, без чего не обойтись на пути к успеху.
Я хотел бы всем вам пожелать быть способными выбирать не самый легкий путь в жизни. И тогда вы много достигнете, а вместе с вами ― страна. Храни вас Господь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси