«Право на свободу вероисповедания в зонах конфликтов» – под таким названием состоялась конференция в московском отеле «Арбат» (бывшая «старая» «Октябрьская»). Мероприятие стало продолжением состоявшегося накануне форума «Параллельное СНГ. Абхазия. Приднестровье, Южная Осетия и Нагорный Карабах как реалии постсоветского пространства».
Конференция была организована Институтом стран СНГ при участии университетов всех четырех непризнанных на территории содружества республик.
В ходе утреннего заседания на конференции выступили: президент Международного Фонда единства православных народов профессор В. Алексеев, директор Института СНГ, депутат Госдумы Константин Затулин, депутат Госдумы, заместитель председателя Комитета по информационной политике, член Комиссии по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики Александр Крутов.
О положении Православной Церкви в Абхазии рассказал священник Виссарион Аплиаа, который, ссылаясь на церковные каноны, постарался обосновать право общины этой страны на независимость от Грузинского Патриархата.
Бурную реакцию собравшихся вызвало выступление ответственного секретаря Межрелигиозного совета России Романа Силантьева, который выразил надежду, что в скором времени православные общины Абхазии и Южной Осетии вновь войдут в юрисдикцию Грузинского Патриархата. Представители обеих республик в достаточно эмоциональной форме заявили, что такой сценарий развития невозможен.
Критикуя иерархию Грузинской Православной Церкви за неуважительное отношение, в частности, к осетинам, выступавшие также высказывали замечания в адрес Московского Патриархата, который, по их словам, уделяет мало внимания проповеди Евангелия в Алании. Именно этим, по словам осетинских священников, объясняется тот факт, что сегодня все православные общины в Южной Осетии (в этой республике регулярно действуют два прихода) находятся в юрисдикции греческих старостильников «Киприановского» синода.
После перерыва слово взял еще один представитель абхазского духовенства — иеродиакон Давид (Сарсания), подробно рассказавший о церковной стороне грузино-абхазского конфликта. По словам о. Давида — стипендиата Фрибургского университета (Швейцария), — грузинскому православию вообще свойственна «моноэтническая природа», что исключает развитие в духовном плане всех негрузинских народов. А после войны 1992-1993 гг. абхазы просто не могут окормляться в Грузинской Церкви, продолжил иеродиакон Давид, подчеркнув в заключение, что взять под свой омофор абхазских православных — которых, по его словам, в республике до 80 % — нужно Русской Православной Церкви.
Ведущий заседания Кирилл Фролов, сотрудник Института СНГ и пресс-секретарь Союза православных граждан (СПГ), высказал некоторые соображения о церковной ситуации в «непризнанных государствах» и предложил ряд решений. По мнению Фролова, церковный конфликт в Абхазии коренным образом отличается от положения на Украине, где в последнее время заговорили об открытии подворий Константинопольского Патриархата. Если в первом случае речь идет о «доброй воле» абхазского народа, то во втором имеет место «инспирированная властями» политика.
Вполне разрешимо с канонической точки зрения и положение православных осетин, оказавшихся в юрисдикции старостильников: Кирилл Фролов надеется, что после объединения Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом старостильные юрисдикции урегулируют свой статус, и верующие Южной Осетии перестанут находиться в состоянии раскола.
Благовест-Инфо/Патриархия.ru