Протоиерей Николай Балашов, секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей, отвечая на вопросы агентства «Интерфакс», прокомментировал позицию Константинопольского Патриархата в вопросах, касающихся церковной жизни на Украине.
В частности, отец Николай выразил недоумение по поводу появившейся в последнее время информации о намерении Константинополя открыть свои подворья во Львове и в Киеве.
«Согласно общепринятым православным нормам, — пояснил он, — подворья открываются по договоренности Предстоятелей и Синодов двух поместных Церквей. Как правило это делается на основах взаимности. Но никаких обращений подобного рода от патриарха Константинопольского в Московский Патриархат не поступало. Ничего не знает об этом и митрополит Киевский и всея Украины Владимир».
На вопрос, какими могли бы быть результаты такого ходатайства, если бы оно официально пришло по церковным каналам, представитель ОВЦС ответил: «Мы, конечно, говорим о гипотетическом случае. Такие дела находятся в ведении высшей церковной власти. Но мое личное мнение таково: если у нас уже существуют — на взаимной основе — представительства Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Сербской, Болгарской, Чешской и Словацкой, Американской Церкви, то почему не обменяться подворьями и с Константинополем, с которым нас связывает так много исторических воспоминаний? Тем более что в Турции временно приезжающих или постоянно проживающих русских, украинцев, молдаван, думаю, значительно больше, чем греков. И к нам не раз поступали оттуда обращения верующих, которые хотят молиться на понятном им славянском языке, общаться с пастырями, понимающими их язык и их проблемы».
По мнению протоиерея Николая Балашова, «турецкие власти, скорее всего, с пониманием отнеслись бы к такой нужде, поскольку существует заинтересованность развитием туристического обмена между нашими странами, что неоднократно подтверждалось лидерами государств».
Однако без межцерковной договоренности открытие своего храма на территории другой поместной Церкви — «это попрание канонического строя православия, ведущее к неизбежному новому расколу с самыми пагубными последствиями для Церкви, народа, общества», — заявляет секретарь по межправославным отношениям ОВЦС.
Он также считает, что аналогия с дипломатическими представительствами Святого Престола, к которой апеллировал в недавнем заявлении представитель так называемой Украинской автокефальной православной церкви, в данном случае совершенно неуместна: «Нунциатуры действительно открываются на основе межгосударственной договоренности, поскольку Ватикан является признанным субъектом международного права. Папа Римский - глава одного из европейских государств, и именно в этом качестве его представляет нунций. Однако с Фанаром не устанавливало дипломатических отношений ни одно государство, в том числе и Украина».
Кроме того, добавил он, «идея о главе Церкви как мирском государе» или о возможности учреждения «православного Ватикана» совершенно чужда православному сознанию, поэтому открытие церковного представительства не может быть инициировано светским государством».
Что же касается примирения уже существующих на Украине разделений, то оно «возможно только на основании канонов Церкви», подчеркнул священник, напомнив, что об этом не раз заявляли и сами иерархи Константинопольского патриархата.
Собеседник агентства также напомнил, что митрополит Киевский Владимир, другие архипастыри и священники Украинской Православной Церкви в последнее время не раз обращали внимание на факты грубого вмешательства государственных чиновников во внутренние дела Церкви: «В некоторых регионах страны, имели место случаи насильственного захвата храмов. Политическая ситуация в стране на сегодня трудная, и народу больше всего нужна стабильность».
В этих условиях, по его мнению, особенно ценной была бы недвусмысленная позиция Константинопольской Церкви: поддержка канонического Православия на украинской земле, осуждение деятельности раскольников, вносящих смуту в жизнь Церкви и общества. «К сожалению, пока такой ясности недостает», — посетовал отец Николай.
В мае на Соборе в Стамбуле, где присутствовали делегации почти всех поместных Церквей, Патриарх Варфоломей I заявил: «Если раньше в Патриархии на Фанаре и принимали некоторых представителей раскольнических групп, это не означает их признания». Однако теперь Мефодий (Кудряков), глава раскольничьей УАПЦ, заявил, что в ее Соборах участвует епископ Константинопольского Патриархата и ведет с УАПЦ переговоры об открытии подворий.
По мнению отца Николая, в таком случае «мы имеем дело с серьезным нарушением общепринятых норм церковного поведения: епископ не может приезжать в пределы другой поместной Церкви, даже не уведомляя ее законное священноначалие, а договариваться с непризнанными группами об учреждении при них представительств своей церкви — это означало бы полное пренебрежение церковными канонами».
При этом отец Николай выразил сожаление, что «странные высказывания архиепископа Скопелоского Всеволода, сделанные несколько месяцев назад, что Константинополь будто бы оспаривает принадлежность Украины к Московскому патриархату, так и не были опровергнуты Константинопольской Патриархией, хотя и не подтверждены». Без ответа остался и официальный запрос.
По словам отца Николая, «это порождает большое напряжение на Украине», откуда сообщают, что «несколько епископов Константинопольской Церкви систематически приезжают в страну, законных своих собратьев обходят стороной и скрываются от них, а с раскольниками регулярно встречаются».
«Если мы хотим преодолеть раскол - необходима солидарность православных церквей, а не шаги за спиной друг у друга», — считает секретарь ОВЦС по межправославным отношениям.