В.М. Васнецов |
Заупокойное богослужение возглавил настоятель храма епископ Бронницкий Амвросий.
Перед началом панихиды владыка отметил, что самым насыщенным периодом творчества Васнецова является то время, которое он посвятил росписи Владимирского собора Киева и когда создавал особые работы на библейские темы.
«В Москве также есть особый храм — храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне — где в конце XIX века работал сам великий мастер со своей мастерской, — сказал в своем слове владыка. — Буквально недавно в алтаре были обнаружены росписи и орнаменты, принадлежащие кисти Васнецова, здесь же находится его работа "Положение во гроб", которая своим девственным обликом привлекает к себе множество молящихся».
Епископ Амвросий также подчеркнул, что в Москве это единственный храм, несущий в себе печать творения великого русского живописца.
«Поэтому мы, духовенство и прихожане храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, считаем своим долгом помолиться об упокоении души этого великого русского живописца, православного христианина и просто замечательного человека, который оставил нам это наследие, которое мы призваны возродить и дать ему новую жизнь», — завершил свое слово владыка-настоятель.
В синодике храма Васнецов записан как один из его ктиторов. Не так давно в центральном алтаре храма были обнаружены, расчищены и отреставрированы росписи, принадлежащие кисти великого русского мастера, а также обнаружено его уникальное полотно «Отечество». Кисти В.М. Васнецова принадлежит изображение на стене в левой части четверика «Положение Христа во Гроб».
Васнецов не только сам расписывал храм, но и руководил росписями стен. Об этом свидетельствует излюбленная им техника мозаики из подцвеченного стекла, столь характерная для эпохи модерна. Особенно красивы своды главного храма, почти целиком исполненные из мозаики с доминирующим серебристо-патинированным фоном. Росписи храма были закончены в 1898 году работы, на четыре года позже росписей Владимирского собора.
Самым крупным его свершением в области монументального искусства явились росписи киевского Владимирского собора (1885-1896). Глубоко верующий человек, в работе для церкви он видит свое настоящее призвание. В огромном Владимирском соборе Васнецову надо было расписать главный неф и апсиду. Отразить самые основные сюжеты Ветхого и Нового заветов, изобразить русских исторических деятелей, причисленных к лику святых, украсить своды орнаментами. Более десяти лет трудился Васнецов над росписью в соборе.
Сам по себе факт столь грандиозной работы впечатляет (около 400 эскизов, непосредственно стенопись при участии помощников — свыше 2000 кв. м) и не имеет равных в русском искусстве всего XIX века. Основной идеей программы внутренней отделки Владимирского собора, посвященного 900-летию Крещения Руси, было осмысление религиозной истории России, ее включенности через Византию во всемирную историю культуры.
Патриархия.ru