C 22 по 25 мая в г. Баре (Черногория) прошла международная конференция «Законодательство о Церкви и религиозных организациях в современной Черногории». По итогам работы форума опубликован заключительный документ.
***
Чтобы юридически регламентировать отношения между Церковью и государством в духе взаимного доверия и плодотворного сотрудничества с властями Черногории, а также в интересах блага государства и его граждан необходимо уважать пять фундаментальных принципов: свободу вероисповедания, нейтралитет государства, принцип равенства религиозных объединений, право Церкви и религиозных объединений на самоопределение и принцип сотрудничества Церкви и государства.
а) Государство и религиозные объединения настроены на сотрудничество: существует обоюдная заинтересованность государства и Церкви — в отношении многих людей понятия «гражданин» и «верующий» совпадают, они имеют свободы и права, которые государство обязано охранять; среди них особое место занимают религиозные свободы и права. Помимо этого, существует еще множество причин, по которым в качестве правовой модели отношений государства и Церкви мы предлагаем систему взаимного невмешательства в дела друг друга при взаимном сотрудничестве, идущую навстречу современным тенденциям европейского законодательства в области государственно-церковного права.
Комплексность правовых отношений государства и религиозных единиц — это множество конкретных прав, которые должны определяться Законом. В их число входят социальные права и равноправный статус священнослужителей; право на организованную духовную помощь в армии, тюрьме, больницах и других государственных учреждениях; статус, права и обязанности религиозных благотворительных организаций; защита культурного и религиозного наследия; признание церковных документов государственными органами; включение религиозных школ и факультетов в образовательную систему; наконец, на что следует обратить особое внимание — признание Церкви и религиозных объединений юридическим лицом sui generis.
Важно, чтобы религиозная свобода имела конкретное, а не абстрактное значение, она должна быть не только провозглашена, но и гарантирована.
б) Особую проблему представляет отсутствие закона о реституции имущества, отнятого у Церкви и религиозных объединений. Предлагаем в скорейшем времени вернуть противозаконным образом конфискованное имущество. Существующий на сегодняшний момент закон разрешает реституцию имущества всем, кроме Церкви и религиозных объединений, в отличие от правовой практики в большинстве бывших коммунистических стран. При этом в Черногории даже нет закона, защищающего имущество, принадлежащее Церкви сегодня. Это имущество должно быть защищено государством.
в) Закон должен утвердить информационные права Церкви и религиозных объединений, чтобы официальный информационный ресурс соответствующим образом сообщал о событиях церковной и религиозной жизни Черногории. Цивилизованное отношение к Церкви и религиозным объединениям имеет своей целью общественную стабильность, необходимую для европейского сообщества. Первое условие для создания демократического государства — уважение Церкви и религиозных объединений. Юридически признать Церковь — значит принять на себя комплекс обязательств в отношении Церкви и ее самоопределения, которые государство должно принять.
Другими словами, религиозная свобода — это обязанность со стороны государства по отношению к тем, кто является верующими. Важную роль [в создании образа Церкви] играют и медиаресурсы, в первую очередь государственные, которые должны предоставлять адекватную информацию о Церкви, а не вводить в заблуждение.
Бар, 22-25 мая 2008 г.