«Молодежь является проводником, но никак не генератором радикальных идей, которые возникают в среде взрослых», — подчеркнул член Общественной палаты Российской Федерации архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан в выступлении на слушаниях по теме «Молодежь и радикализм».
Слушания прошли 27 мая в городе Нальчике. Их организатором стала Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по межнациональным отношениям и свободе совести (председатель Николай Сванидзе) и Рабочая группа по миротворческой деятельности на Северном Кавказе (руководитель — архиепископ Феофан).
Архиепископ отметил, что одной из причин радикальных настроений в молодежной среде является недостаточная активность старшего поколения: «Молодежь является проводником, но никак не генератором радикальных идей, которые возникают в среде взрослых. Молодежь, как наиболее активная часть населения, эти идеи только подхватывает и воплощает в жизнь. Поэтому, вместо того, чтобы пенять на молодежь, нам, взрослым, надо разобраться: а что мы делаем для них, что мы даем им, чтобы избежать подобного».
В возникновении радикализма владыка Феофан не считает виновными СМИ: «Нельзя тут действовать одними запретами и требовать, чтобы пресса преподносила только позитив из жизни гражданского общества и возлагать на нее всю ответственность за негатив. Необходима еще и ответственность самого гражданского общества. Я, к примеру, когда меня спрашивают, нет ли у меня проблем с прессой, отвечаю: нет. И никогда не ограничиваю ее в общении со мной».
По его словам, он знаком с исламом весьма близко, поскольку жил во многих странах Ближнего Востока. За все время своего пребывания там ни разу не сменил одежду на светскую, но никогда его христианское облачение не было поводом для возникновения радикальных настроений.
В числе других факторов возникновения радикализма в молодежной среде Феофан назвал несовершенство современных образовательных стандартов: «Из них исчезло такое понятие, как "воспитание". Все усилия свелись лишь к получению некой суммы знаний, что привело к отсутствию нравственного ориентира».
Что касается образования религиозного, то информационный вакуум советского периода истории сменился избытком информации на самые разные религиозные темы, в том числе и нежелательные. Молодые люди отправлялись получать религиозное образование за рубеж. Помимо того, что многие из них попали там под влияние экстремистских течений, этот негативный опыт способствовал разрушению этнокультурных традиций Кавказа.
Подводя итоги выступления, архиепископ отметил, что для решения проблемы радикализма на Северном Кавказе необходимо установить партнерские отношения между молодежью и старшим поколением, между христианской и мусульманской конфессиями: «Да, веры у нас разные. Но обе они являются той самой площадкой, на которой мы сможем бороться с пороками общества».
Сайт Ставропольской епархии/Патриархия.ru