Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре
Версия для печати
1 сентября 2015 г. 19:55

1 сентября 2015 года, в праздник Донской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Донском ставропигиальном монастыре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец наместник! Дорогие отцы, братья и сестры! Братья казаки! Участники V Общецерковного съезда по вопросам развития социальной деятельности в нашей Церкви! Дорогие прихожане! Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником.

В 1592 году, через год после того, как по молитвам пред Донским образом крымский хан со своим войском покинул Воробьевы горы, на этом месте, где стояла русская рать, где был лагерь нашего воинства, был заложен сей святой монастырь. Неслучайно русское воинство, опасаясь смертельно опасного врага, подошедшего к стенам Москвы, молилось именно пред Донским образом, — потому что он был некогда принесен казаками на Куликово поле, а после одержанной победы подарен ими же великому князю Дмитрию Донскому. Икона была принесена в Москву, хранилась в Успенском соборе Кремля, потом в Благовещенском соборе, а затем здесь, в этой святой обители, как свидетельство глубокой веры в то, что Царица Небесная помогает нам, когда мы чистым сердцем и неомраченным умом обращаемся к Ней.

Действительно, этот чудотворный образ запечатлен долгой историей замечательных событий, которые касались отдельных людей, спасшихся от смертельных болезней, которые касались казаков, несших ответственное служение по защите границ нашего Отечества, которые касались всего нашего Отечества. Эти молитвы Царице Небесной бывали услышаны, и потому мы так почитаем Донской образ Божией Матери и во множестве собираемся в этот день в Донском монастыре.

Приветствую сердечно представителей нашего русского казачества, которое за последние десятилетия прошло трудным путем возрождения. И дело не только в том, что были сформированы способные к обороне Отечества воинские части и соединения, но и в том, что по милости Божией казаки становятся казаками не только по наименованию, не только по ношению формы, но и все больше и больше проникаясь казачьим духом. Этот дух всегда поддерживался православной верой. Не может быть неправославного казака. А если кто-то не считает себя православным, если кому-то в храме тяжело стоять и в молитве участвовать, — снимите форму и скажите начальству и родным: «Не могу я быть казаком, не та во мне вера, нет того духа, а обманывать вас не хочу», — и это будет справедливо. Но те, кто не снимает формы, должны принимать на себя особую ответственность по хранению веры православной, поддержанию православного образа жизни, по защите Отечества от врагов внешних и внутренних, по хранению устоев, которыми сильна наша великая многонациональная страна.

Особые слова приветствия я хотел бы обратить к участникам V Всецерковного съезда по вопросам социального служения. Конечно, раньше это служение так не называлось — речь шла просто о добрых делах. Но, наверное, неслучайно мы называем теперь это служение социальным, потому что ничто не оказывает такого влияния на формирование здорового социума, как доброта. Более того, без доброты, без служения людей друг другу вообще не может существовать общество — оно развалится, если каждый будет думать только о себе, если для достижения своих собственных целей каждый будет не просто игнорировать интересы другого человека, но и подавлять их, эксплуатировать других, только чтобы самому иметь больше денег и власти. Основанное на таких принципах общество нежизнеспособно. Это не семья — это волчья стая, где каждый ненавидит другого. И потрясения в нашей стране происходили именно потому, что добро не изливалось должным образом в души человеческие через просвещение, через яркие сильные примеры, с тем чтобы люди служили друг другу, отдавая ближним и дальним свои ресурсы, свои способности, свое время, а, может быть, даже свою жизнь.

Поэтому служение добру, которое мы сегодня называем социальным служением Церкви, направлено на решение, может быть, самых главных задач. Через совершение добрых дел формируется личность того, кто эти дела совершает. В самом деле, не может быть христианина без добрых дел. Вера без дел мертва есть (Иак. 2:20), и на Страшном суде Господь нас не спросит ни о чем, как только о том, совершили ли мы добрые дела — накормили и напоили тех, кто голоден и жаждет, посетили тех, кто в больнице или в тюрьме, одели нагого, приютили странника. И неслучайно спрос с нас будет за совершение или несовершение таких дел, потому что без них не может состояться человеческая личность и не может быть человеческой семьи, которую мы именуем обществом. И если кто-то считает, что социальная работа в Церкви — это ответ на какую-то моду, он глубоко ошибается. Потому что речь идет о самом главном. Если наши приходы не станут общинами исцеления, поддержки, распределения имеющихся ресурсов, то мы не сможем реально воздействовать на умы и сердца людей и не сможем помочь верующему человеку обрести спасение. Поэтому социальная церковная работа — это не одна из второстепенных обязанностей, которую должен нести настоятель, приход, благочинный, епархиальный архиерей, Патриарх и Синод, а это одна из основных наших обязанностей. И чем активнее мы будем вовлекаться в эту работу, тем благодатнее будет наша собственная жизнь — и церковная, и семейная, и личная.

Я хотел бы призвать благословение Божие на всех вас, мои дорогие участники этого съезда, и да поможет вам Господь, да вразумит Он вас на правильные решения, дабы то, что здесь произойдет, реально воздействовало на жизнь нашей Церкви и на жизнь нашего Отечества.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Материалы по теме

Решением Верховного суда Украины Елецкий монастырь отобран у Церкви и отдан заповеднику

На одном меридиане со Святой Землей. К тридцатилетию возрождения Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря [Интервью]

Патриарший экзарх всея Беларуси совершил освящение отреставрированной древней Спасо-Преображенской церкви Спасо-Евфросиниевского женского монастыря г. Полоцка

В день памяти преподобного Серафима Саровского сонм архипастырей Русской Православной Церкви совершил Литургию в Серафимо-Дивеевском монастыре

Синодальная богослужебная комиссия рассмотрела окончательный вариант службы по случаю принесения иконы Святой Троицы в Троице-Сергиеву лавру

Состоялось заседание Комиссии Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь

В Зачатьевском монастыре Москвы состоялось празднование в честь 25-летия перенесения образа Богоматери «Милостивая» в обитель и 25-летия возведения в сан игумении настоятельницы монастыря

К чудотворному образу Божией Матери «Милостивая» люди идут отовсюду [Статья]

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в праздник Собора Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршее слово после великой вечерни в праздник Рождества Христова

Патриаршая проповедь в праздник Рождества Христова после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в Рождественский сочельник после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Петра после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице после Литургии в московском храме равноапостольных Константина и Елены в Митине

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина