В галерее современного искусства «Феникс» проходит третья отчетная выставка факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. На выставке представлены лучшие курсовые и дипломные работы студентов.
За 15 лет факультет церковных художеств много сделал в сфере обучения и профессиональной подготовки иконописцев.
«Иконопись не умерла, — заявляет заведующая кафедрой иконописи Екатерина Шеко. — Хотя даже среди некоторых специалистов-искусствоведов существует мнение, что современная икона — это некий муляж, реанимация. Иконопись — это живое искусство, которое не ограничивается копированием, но на основе традиции создает что-то новое».
На выставке представлены как списки с почитаемых икон, так и образцы новой иконографии.
Студенты старших курсов участвуют в трудной и ответственной работе по разработке образов новомучеников ХХ века, совмещая традиции иконописи и портретное сходство святого. Об иконе священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого) рассказала преподаватель Мария Глебова: «Написать образ святителя очень сложно. При работе мы использовали фотографии последнего периода жизни святого, сделанные в заключении, после страшных пыток и мучений. Трудно было написать глаза святого, ведь под конец жизни он почти не видел. Изучая фотографии, мы сделали множество зарисовок. На следующем этапе работы — надо было выявить характерные черты, исключить реалистические подробности и привести образ к некоторой знаковой иконописной форме. Мы пробовали разные стили: нам не подходил русский стиль с его условностью, так как святителя знают по фотографиям. Тогда решили остановиться на палеологовском стиле XIV в., для которого характерно сохранение портретного сходства».
Икона священномученика Петра (Зверева), епископа Воронежского, написана для Голгофо-Распятского скита на острове Анзер. Как отмечают иконописцы, владыка Петр обладал неиконописным типом лика: у него были широкие скулы, маленький подбородок. Очень сложно преобразить фотографии в иконописный образ.
Икона «Поклонение Жертве» была заказана Инкерманским монастырем в Крыму. По размеру ниши в алтаре была изготовлена доска для иконы, в эту необычную форму надо было гармонично вписать три фигуры. Студентка 5 курса Юлия Владимирова, автор работы, ориентировалась на подобные композиции в монастырях XII-XIII вв. Студеница и Сопочаны (Сербия, Македония). «На иконе изображены два святителя, Василий Великий и Иоанн Златоуст, авторы важнейших литургических текстов, — рассказывает иконописец. — Они изображены в крещатых ризах, подчеркивающих страстную тему».
Кроме икон на выставке представлены работы кафедры церковного шитья: воздухи, покровцы и др.
При выполнении плащаницы «Успение Пресвятой Богородицы» студентка не только сделала вышивку, но и провела серьезное исследование по истории развития шитых плащаниц Божией Матери. Как отметила Екатерина Шеко, была проделана колоссальная работа, автор выступала с докладом на Ежегодной конференции Свято-Тихоновского университета.
Выставка продлится до 19 июня.
Адрес: Галерея современного искусства «Феникс», Кутузовский пр., д. 3, ст. м. «Киевская». Часы работы: с 13.00 до 19.00 (выходной — воскресенье) Вход свободный.
Пресс-служба ПСТГУ/Патриархия.ru