Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 19 сентября 2015 года.
Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте.
В Москве арестован лидер псевдоправославной секты господин Попов, который именовал себя сначала епископом, потом, как утверждают, «богом», некоторые называют его в интернете «богом Кузей». Хочется поблагодарить правоохранительные органы, в том числе Центр по противодействию экстремизму МВД РФ и полицию Москвы, за то что озабоченность многих верующих и неверующих людей, публикации в СМИ, жизненные трагедии пострадавших от секты были приняты во внимание и деятельность этой псевдорелигиозной организации была прекращена.
К сожалению, в обществе есть некоторое количество людей, которые жалеют человека, именуемого «богом Кузей», призывают сочувствовать ему, говорят, что пострадал невинный. Так ли это? Мало того, что у этого человека были изъяты достаточно серьезные суммы денег и редкие животные. Мало того, что он и его последователи — может быть, даже в большей степени последователи, чем он сам, — обманывали людей, приходя на православные выставки и ярмарки, собирая средства на несуществующие храмы и монастыри, собирая пожертвования на требы, которые, судя по всему, не исполнялись. Этот человек создал систему или от его имени создали систему, в которой целый ряд совершенно бесчестных людей зарабатывали деньги и входили в доверие к достаточно умным людям, дурача и подчиняя их своему психологическому влиянию.
Многое указывает на то, что так называемый Кузя, господин Попов, не был реальным лидером этой секты или, по крайней мере, не единственным ее лидером. Около этого господина сложилась, судя по всему, достаточно организованная группа неглупых людей, в основном женщин, которые вели бухгалтерский учет, раскручивали имя этого человека среди некоторых, в том числе влиятельных и небедных наших сограждан. Они организовывали установку на православных выставках и ярмарках, в течение довольно длительного времени, стендов, «представлявших» те или иные храмы и монастыри, а на самом деле не имевших к ним никакого отношения. Для этого использовались поддельные бумаги и печати, использовался некий дар убеждения. По свидетельствам многих людей, на некоторых православных ярмарках значительное количество посетителей обращалась именно на стенды, связанные с сектой «бога Кузи», потому что там умели втереться в доверие, там начинали достаточно убедительно, чуть ли не со слезами на глазах, рассказывать, что пожертвования будут идти на благое дело, что поминовение в некоторых храмах и монастырях будет совершаться каким-то особым образом, отличающимся от того поминовения, которое обычно принято в храмах и монастырях совершать.
И вот на такой псевдорелигиозной волне, на разговорах о том, что есть «обычная» Церковь, а есть некая «особая церковь» если не избранных, то особо благочестивых людей, и строилась пропаганда этой секты. Многие люди спрашивали: как же так — ты приходишь на православную ярмарку, и вот там тебе говорят, что лучше совершать молитву именно в особых храмах и монастырях, лучше молиться именно где-то в особом месте? При этом делался намек, а иногда прямо говорилось что в «обычных» храмах, в известных монастырях, в том числе таких как Троице-Сергиева лавра, Соловецкий монастырь, Валаамский монастырь, Киево-Печерская лавра, молятся как-то «по-обычному», а вот в избранных местах молятся избранным образом, особым образом.
Между прочим, сегодня среди некоторых влиятельных и богатых людей появился некий спрос на «отделенную» от обычной «церковность» и «духовность». Люди недовольны тем, что им скажет, иногда строго, приходской священник или собственный духовник, или монах в том или ином монастыре. Люди ищут таких старцев, которые бы подсказывали им что то приятное, одобряли бы их намерение, каким бы это намерение не было, соглашались бы с тем, что человек для себя уже решил, или поддакивали этому решению, или просто соответствовали бы тому, что человек сам для себя считает проявлением воли Божией. И вот дальше не решение, не жизненный путь выстраивается, исходя из советов такого старца, а старец подбирается под жизненный путь и под готовое и обдуманное решение.
Рассказывают, что некий предприниматель ездит на Афон к одному старцу, чтобы одобрить очередной брак, а к другому, чтобы одобрить очередной развод. И под эту лукавую, псевдодуховную позицию подводятся разговоры о том, что в родной Церкви человека не понимают — ни в Лавре, ни на Соловках, ни на Валааме, ни в московских монастырях, ни в приходах, — а вот где-то есть некая особая духовность, которая оказывается созвучной со слишком изломанным, часто неправильным или просто греховным жизненным путем того или иного человека, или с его гордыней, или с его представлением о том, что его внутреннюю жизнь может судить только Бог либо какой-то особо избранный священник — избранный каждый раз, может быть, под особые задачи, и находящийся где-то далеко, не знающий жизни этого человека. Обычные священники и обычные монахи, а тем более церковная община, знающая все про этого человека, никак о его внутренней жизни и о мотивах его решений судить якобы не могут.
И так от гордыни, от элементов прелести, от излишнего самомнения, от нежелания слушать голос Церкви, от нежелания соотносить свои поступки с теми христианами — с той общиной и с теми пастырями, — которые находятся рядом и хорошо знают человека, может быть проложен опасный путь в сектантство. В ситуацию, в которой человек начинает, имея даже опыт церковной жизни, опыт исповеди, причастия, опыт участия в деятельности той или иной православной общины, вдруг уходить в увлечения самыми страшными сектами.
Известно, что вокруг «бога Кузи» были люди, которые до этого исповедовались и причащались в наших храмах и монастырях, но вдруг были увлечены разговорами о некой отделенной, особой, тайной духовности — или сами искали чего-то отделенного и тайного, потому что совесть обличала их в обычной христианской общине, требовавшей изменения жизненного пути или исправления тех или иных сторон жизни этих людей. Итогом стала духовная трагедия. Люди, которые окружали «бога Кузю», люди, которые теперь арестованы, полностью подчинили себя, быть может, не столько влиянию этого псевдорелигиозного лидера, сколько собственным заблуждениям. Они увлеклись одурачиванием людей, они поставили себе ложную цель в жизни, они начали жить и работать только ради того, чтобы умножалось влияние этой псевдоцеркви.
И влияние это умножалось через прямой обман. Мало того, что эта организация не соблюдала законодательство страны, которое предполагает то, что любая религиозная организация осуществляет деятельность, называя свое полное наименование, а конфессиональная анонимность или мимикрия нового религиозного движения под Православие совершенно незаконны. На стендах, на православных ярмарках, судя по всему, людей просто обманывали, обещая молитву и не совершая ее, говоря о пожертвованиях на тот или иной храм или монастырь, а на самом деле принося деньги в секту.
Нарушались и Божии законы, и законы государства, и законы элементарной нравственности, христианского отношения к ближним. Это происходило среди не самых глупых людей. И не надо обманываться, видя по телевизору изображение лидера секты, который, судя по всему, не совсем отдавал себе отчет в своих действия и является человеком достаточно недалеким. За его спиной стояли люди неглупые и имевшие опыт церковной жизни.
Возможно, мы виноваты в том, что эти люди не нашли себя в обычной церковной общине. Возможно, мы все виноваты в том, что эти люди не приняли умом и сердцем христианского учения. Но и сами эти люди пытались создать так называемого «бога» под свои грехи. Не удовлетворившись «богом в душе» — обманчивым идолом, одобряющим любые человеческие поступки, они начали поклоняться так называемому «богу Кузе».
Давайте будем бдительны не только относительно своего собственного спасения, своего собственного душевного состояния, но и относительно тех, кто рядом. Может быть, кто-то ждет нашего слова, ответа на сложные неоднозначные духовные вопросы. Может быть, кто-то ждет человеческого участия. Может быть, кто-то ждет предупреждения о том, что поиск некой отделенной от церковной общины и даже от Церкви в целом «особой духовности» может привести к лжебогам, может привести в секты, которые калечат жизнь и человека и общества.
Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества/Патриархия.ru