Во вторник 3 июня состоялся очередной Собор Эстонской Православной Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Алексия и содействием настоятельницы Пюхтицкого Успенского монастыря игумении Варвары он прошел в стенах святой обители.
С докладом на Соборе выступил юрист Церковного Управления ЭПЦ МП Сергей Чуркин.
Уважаемые участники Собора,
В своем докладе хотелось бы остановиться на трех вопросах:
1) исполнение протокола о намерениях от 04.10.2002, подписанного с государством о передачи церковных храмов в пользование ЭПЦ МП;
2) результат работы комиссии по подготовке новой редакции Устава ЭПЦ МП и типового устава приходов;
3) некоторые обобщения работы консультативной комиссии при Синоде ЭПЦ МП.
1. Исполнение протокола о намерениях
К настоящему времени остались не переданными по протоколу о намерениях только таллинские объекты, а именно: Казанская церковь на ул. Лийвалайа, церковь Иоанна Предтечи в Нымме вместе с приходским домом и Никольская церковь на ул. Вене.
Недвижимости, на которых расположены Казанская и Никольская церкви готовы к передаче, предположительно к осени будет решен и вопрос закреплении в собственности государства и недвижимости в Нымме, и тогда состоится подписание договоров на установление права застройки в пользу ЭПЦ МП.
Таким образом, можно ожидать, что в этом году протокол о намерениях будет исполнен.
2. О работе комиссии по подготовке новой редакции Устава ЭПЦ МП
Согласно решению предыдущего Собора была создана комиссия по подготовке новой редакции Устава ЭПЦ МП, которая на своих заседаниях выработала новый проект и представила его на обсуждение Синоду. Также новый проект был обсужден в порядке консультаций с юристом Московской Патриархии К.А. Чернегой.
По результатам этих обсуждения проекта нового Устава были сделаны определенные поправки и дополнения. Однако, в связи с тем, что по информации К.А. Чернеги Архиерейский Собор РПЦ намеревается летом с.г. утвердить типовой приходской Устав, в результате чего по всей вероятности пришлось бы снова изменять Устав ЭПЦ МП, так как Уставом в значительной степени урегулированы правовой статус и деятельность приходов, то на Синоде приняли решение отложить принятие новой редакции Устава.
Вместе с тем, очевидно, необходимо все-таки сообщить Собору о проделанной работе и предлагаемых изменениях.
2.1. Цель изменений
Изменения в Уставе вызваны в первую очередь желанием привести его в соответствие с современным положением Православия в Эстонии, Томосом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 26.04.1993 г., современной юридическо-технической практикой, а также практикой применения уставных положений в церковной жизни ЭПЦ МП.
Предлагаемые изменения являются больше историко-юридического и практического свойства и не влияют на канонические отношения между Эстонской Православной Церковью и Матерью-Церковью, и соответствуют требованиям Устава РПЦ. Естественно, что Устав ЭПЦ МП не содержит в себе полностью гл. 7 Устава РПЦ о самоуправляющих Церквях, но ссылка на Устав РПЦ в п.2.3. Устава ЭПЦ МП как документа, которым руководствуется в своей деятельности ЭПЦ МП, связывает их воедино как общее и частное.
В то же время важным является то, что указанными правками подтверждается позиция Матери-Церкви, предоставляющей высокий статус поместной ЭПЦ МП, каноническая территория которая находится в границах отдельного государства, что для ЭПЦ МП существенно важно для дальнейшей деятельности.
2.2. Изменения, связанные с укреплением самостоятельности ЭПЦ МП по отношению к светской власти в государстве
2.2.1. Устав как результат компромисса
Устав ЭПЦ МП в нынешней редакции от 2002 г. стал результатом болезненного компромисса между ЭПЦ МП и государством при решении вопроса о регистрации ЭПЦ МП как юридического лица согласно светскому праву.
В то время регистр церквей и приходов вел исполнительный орган — Министерство внутренних дел, которое испытывало существенное влияние политических сил, не желающих терпеть в Эстонии самостоятельную Православную Церковь, относящуюся к канонической юрисдикции Московского Патриархата.
В связи с этим некоторые положения Устава не получили желаемую редакцию, а положения Томоса Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 26.04.1993 г. как основополагающего документа юридического и канонического статуса ЭПЦ МП, не были отражены в Уставе, а была сделана только на него ссылка в п.2.2.
Не содержал Устав и сведений о зарождении и развитии Православия в Эстонии, что создавало впечатление, что оно появилось в Эстонии только в XX веке. Это впечатление усиливали и положения Устава православной церковной структуры, находящейся в канонической юрисдикции Константинопольского Патриархата, которая также согласно своему Уставу ведет свое начало с ХХ века (п.1.1. устава ЭАПЦ).
С принятием нового закона о церквях и приходах, согласно которому регистрация церковных структур перешла в ведомство судебных органов, степень политического влияния на которые заметно меньше, чем на исполнительные органы, возникла возможность внести в Устав положения, которые исправляют указанные недостатки.
2.2.2. Укоренение положений Томоса
Учетом вышеизложенного предлагается дополнить Устав изменениями, являются практически цитированием Томоса Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 26.04.1993 г., который дает основы для определения пределов самостоятельности ЭПЦ МП в церковной полноте Московского Патриархата.
2.2.3. Предпочтительность употребления названия Московский Патриархат
Далее, с учетом того, что Московский Патриархат является другим официальным наименованием Русской Православной Церкви (п.2 гл. I Устава РПЦ), в тексте Устава ЭПЦ МП, где возможно, заменена аббревиатура РПЦ на Московский Патриархат. Представляется, что в условиях распространения канонической юрисдикции РПЦ на территории самостоятельных государств, где светские власти болезненно реагируют на любое упоминание русского присутствия, это уместнее, так как подчеркивается тем самым наднациональность церковной власти.
2.2.4. Историческая правопреемственность
Предлагается пункт 2.2. Устава дополнить историческую правопреемственность ЭПЦ МП от РПЦ в деле развитии Православия в Эстонии, начиная с XI века. Практически это цитата из книги Святейшего Патриарха Алексия II «Православие в Эстонии» (стр. 30-31).
2.3. Изменения, вытекающие из классической структуры Церкви
2.3.1. Возможность введения епархиальной структуры
В настоящее время ЭПЦ МП не имеет в своей структуре епархий, только приходы, которые объединены в благочиния. В то же время по общим оценкам паства ЭПЦ МП является второй по численности среди Церквей Эстонии и продолжает расти.
В силу того, что по каноническому праву классическая самостоятельная Церковь представляет собой структуру, в которой имеются епархии, в Устав предлагается внести соответствующие изменения, которые позволяли бы при возникновении такой необходимости (в частности, при существенном увеличении числа приходов) ввести в структуру Церкви епархии.
В связи с этим предлагаются изменения в соответствующие пункты Устава, касающиеся возможности введения епархий и избрания архиереев, а также упорядочить порядок назначения викарного архиерея.
2.3.2. Изменение понятия «церковные учреждения»
Представляется, что в ныне действующей редакции Устава (п.3.6.2.) не совсем правильно названы церковными учреждениями монастыри, а также любые общества, братства, сестричества и тд., действующие в соответствии с целями и задачами ЭПЦ МП, так как ими могут оказаться юридические лица, не являются структурными подразделениями Церкви как юридического лица. В связи с этим предлагается уточнить, что указанные образования только тогда будут считаться церковными учреждениями, когда они будут образованы по решению Предстоятеля ЭПЦ МП или ее Синода.
Кроме того, предлагается развернуто дать понятие монастыря, прописать статус и порядок образования монастырей, а также отразить основы канонической связи между ЭПЦ МП и ставропигиальным Пюхтицким в честь Успения Пресвятой Богородицы женским монастырем.
2.4. Изменения, призванные привести Устав в соответствие со сложившейся церковной и юридической практикой
2.4.1. Учреждение ревизионной комиссии
После официальной регистрации ЭПЦ МП как юридического лица у Церкви возникла необходимость организовать свою хозяйственную деятельность в соответствии со светскими законами, предусматривающих, в том числе, правильное начисление и уплату налогов.
В Уставах приходов ЭПЦ МП предусмотрено создание ревизионных комиссий, которые призваны проверять хозяйственную деятельность приходов. Но практика показала, что подобрать в члены ревизионных комиссий компетентных представителей весьма затруднительно и их работа зачастую сводится к формальному согласованию хозяйственных отчетов приходских советов.
В связи с этим предлагается ввести общецерковную ревизионную комиссию, которая могла взять на себя контроль за хозяйственной деятельностью приходов, монастырей и церковных учреждений и оказание им необходимой помощи в ее организации в соответствии со светскими законами. Кроме того, в полномочиях комиссии давать оценку хозяйственному отчету церковного управления об исполнении бюджета, что, несомненно, способствовало бы повышению уверенности приходов в том, что обязательные отчисления на общецерковные нужды потрачены целесообразно.
В связи с эти предлагается внести в Устав дополнительную главу, а также дополнить компетенцию Собора.
2.4.2. Уточнение природы финансовых доходов Церкви
Из ныне действующей редакции Устава (п.5.3.) может сложиться впечатление, что Церковь свою богослужебную деятельность ведет на коммерческой основе, где товар продается или услуга оказывается исключительно за деньги. В действительности, как неоднократно подчеркивалось Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, Церковь получает только пожертвования, а не плату за требные или иные формы богослужения.
В связи с этим предлагается изменить редакцию п.5.3 Устава и привести его в соответствие с положениями Устава РПЦ.
Представляется, что существенным уточнением в порядке формирования доходной части церковного бюджета стало бы предлагаемое внесение в Устав об установлении обязательности отчислений от доходов приходов на общецерковные нужды, а также дополнения в компетенции Синода об установлении порядка их сбора и контроля за поступлением.
2.4.3. Уточнения компетенции Собора, Предстоятеля и Синода
В практической жизни Церкви возникли некоторые вопросы, решение которых ранее не было отражено в Уставе, и поэтому ответы на них приходилось искать в общих положениях Устава или канонического права.
В то же время для ясности регуляций представляется разумным некоторые из насущных вопросов дополнительно прописать в Уставе.
Так, предлагается уточнить, что Собор утверждает не просто смету, а смету на хозяйственный год, подчеркивая этим, что церковный бюджет не спускается сверху вниз, а утверждается соборно, а потому и исполняться должен всеми, не только в части расхода, но и пополнения его.
Затем, включено в полномочия Собора утверждение положения о церковных наградах ЭПЦ МП, что повышает уровень их значимости.
Практика показала, что включение в повестку дня Собора неподготовленных вопросов зачастую вносит нестроение на Соборе. Поэтому в положении о компетенции Собора предлагается дополнить, что все другие вопросы Собор рассматривает только по представлению Предстоятеля или Синода.
В полномочиях Предстоятеля предлагается уточнить, что он имеет право не только назначать клириков и сотрудников Канцелярии и руководителей синодальных учреждений на должности и место служения, но и отзывать и перемещать их. Кроме того, предлагается также уточнить, что настоятель имеет право на получение отпуска только с разрешения Предстоятеля.
Компетенцию Синода предлагается уточнить как в связи с возможностью учреждения епархий, так и с определением границ благочиний, образования синодальных отделов и различных комиссий, контроля за поступлением и расходованием средств на общецерковные нужды, утверждением уставов приходов и монастырей.
2.4.4. Процессуальные уточнения
2.4.4.1. В нынешней редакции Устава возникли противоречия в сроках созыва Собора и избрания представителей на него приходскими собраниями (сравните п. 3.4.5 и п. 4.3.3.), так как о созыве и Собора и приходского собрания нужно известить не позднее, чем за 2 недели. Предлагается это противоречие изменить и установить, что о созыве Собора извещается не позднее, чем за 4 недели, а приходские собрания — за 1 неделю. Также предлагается дополнить Устав положением о порядке созыва повторного Собора, если не удалось собрать кворум на первом.
2.4.4.2. Кроме того, на прошедшем в 2007 г. Соборе было предложено заранее представлять участникам Собора проекты годовых смет и хозяйственных отчетов, а также тезисы предстоящих докладов. Предполагается, что это позволит повысить активность в обсуждении их и даст возможность осознанно голосовать по обсуждаемым вопросам.
2.4.4.3. Предлагается также заменить в п.4.2.2. Устава конкретный срок предоставления отчета о приходской жизни (к 1 февраля нового года) на срок, установленный Предстоятелем для гибкости в принятии решения в зависимости от сроков предоставления государственной отчетности.
2.4.4.4. Предлагается закрепить в Уставе также обязательность ведения письменного протокола при проведении собраний приходского совета и принятых на нем решений (п.4.4.3), так как на практике это не всегда соблюдается.
2.4.4.5. Предлагается также привести в соответствие с общими юридическими правилами порядок избрания ликвидаторов в случае прекращения ЭПЦ МП как юридического лица: не Синодом, как сейчас установлено в п.6.2, а сами члены Синода являются ликвидаторами, если Собором не будет решено иначе (предлагаемый п. 7.2.).
3. Из опыта работы консультативной комиссии
Из опыта работы консультативной комиссии хотелось бы отметить, что зачастую руководство приходов действует по своему разумению, не заглядывая в Устав. А в нем многие вопросы взаимоотношений между настоятелем, правлением, старостой и казначеем, урегулированы с учетом опыта многолетней работы. Поэтому можно посоветовать в случае возникновения вопросов обращаться в первую очередь к Уставу, тогда, может быть, и не было б таких острых конфликтов, как возник в прошлом году в маардуском приходе.
Кроме того, нужно укрепить и активизировать работу ревизионных комиссий. На самом деле это не помеха в хозяйственной деятельности прихода, а верный помощник, который мог бы помочь руководству избежать ошибок. Нужно только постараться подобрать в комиссию толковых людей, еще лучше – специалистов в области бухгалтерского учета и налогообложения. Уже сам факт того, что у руководства есть надежный контролер, повышает доверие членов прихода к деятельности руководства, да и руководство будет чувствовать себя увереннее, если компетентная ревизионная комиссия проверит его деятельность и одобрит.
Спасибо за внимание.
Сергей Чуркин, адвокат
Сайт Эстонской Православной Церкви/Патриархия.ru