Для человека, стремящегося к сознательной духовной жизни, православный календарь, задающий церковный богослужебный и бытовой ритм, является неотъемлемой частью повседневных дел. В Церкви Божией все бывает «благообразно и по чину» (1 Кор. 14, 40). В литургической жизни Церкви благочиние достигается исполнением Церковного Устава, одним из выражений которого является церковный календарь, благовременно возвещающий и напоминающий клирикам и всем верным чадам Церкви о днях праздников и постов.
В Церкви с древних времен велись записи дней памяти мучеников и существовали месяцесловы. С течением времени месяцесловы все больше увеличивали количество памятей, как за счет появления новых святых, так и благодаря тому, что их составители собирали памяти святых из разных источников. Многие столетия в Русской Православной Церкви вместо календарей, в теперешнем понимании, использовались месяцесловы, которые составляли приложение к Богослужебным книгам — Евангелию, Апостолу, Псалтири, или представляли из себя отдельные святцы.
В конце XIX — начале XX веков Церковь, в лице Священного Синода издавала только месяцесловы, но не календари в современном смысле слова. До сего дня узаконенными церковными месяцесловами являются следующие три, изданные по благословению Святейшего Синода: 1) Месяцеслов всех святых, празднуемых Православною Восточною Церковию. СПб., 1891; 2) Христианский месяцеслов. М., 1900; 3) Верный месяцеслов всех русских святых. М., 1903.
В 1931–1935 годах Православный церковный календарь издавался в составе Журнала Московской Патриархии. С календаря 1944 года непрерывный выпуск Православного церковного календаря продолжается по сей день.
Вопросы, связанные с близким для всех в повседневной богослужебной жизни церковным календарем, заслуживают особого внимания. За прошедшее десятилетие церковный месяцеслов весьма существенно преобразился, в связи с массовой (более 1500 святых) канонизацией новомучеников и исповедников Российских. Если раньше, открывая церковный календарь, мы видели на каждый день церковного года в среднем пять-семь имен святых (иногда даже два-три имени), то теперь количество имен святых на один день увеличилось в полтора-два раза.
Очень трудно бывает соотнести имя новомученика (кроме, пожалуй, имен архиереев) с конкретной личностью святого, по причине того, что краткий объем календарного месяцеслова не может дать всех необходимых сведений, а жития многих и многих новомучеников, к сожалению, до сих пор остаются практически неизвестными для большинства церковных людей.
Раздел общецерковного календаря, содержащий имена святых тоже коренным образом изменился с прославлением большого числа новых святых. И нарекающие имена при Крещении встают перед выбором — нарекать имя в честь общеизвестного русского или вселенского святого или в честь новомученика, имя которого ближе подходит к дате рождения или дате крещения. Но не известно, легко ли будет найти хотя бы самое краткое житие и иконописное изображение новопрославленного святого, ведь даже изданные сборники о новомучеников — это скорее не жития, а жизнеописания или материалы к написанию жития.
Очевидно, что с точки зрения сохранения традиции очень важно знать жизнь именно ближайших к нам по времени святых. Необходимо их глубокое почитание не только в местах их подвига.
Другой тенденцией последних лет является увеличение числа соборных памятей. Начавшись еще в 80-е годы, данный процесс все более и более набирает темпы. Понятно, что все множество епархиальных Соборов святых обнимается Собором Всех святых в земле Российской просиявших. Значимость Собора какой-либо местности определяется не количеством святых входящих в данный Собор, а поэтому, представляется, что Преосвященным архиереям нет особой необходимости стремиться к предельному расширению списка Собора святых своей епархии.
По первоначальному замыслу местных Соборов, они должны включать в себя наиболее яркие имена святых, неоспоримо в весьма значительной мере связанных именно с данной местностью. Конечно, имя преподобного Серафима Саровского включают в списки своих Соборов и Нижегородская, и Тамбовская, и Курская епархии, а имя благоверного князя Александра Невского включают в свои списки еще большее количество епархий. Но все же частые пересечения списков святых в Соборах разных епархий не всегда оправданы.
Одно из главных назначений Собора конкретной епархии — это поистине уникальная возможность включения в список имен календаря местночтимых святых данной местности. А общецерковные святые — они ведь и так почитаются всей полнотой Церкви. Церковь едина — и главными Соборными памятями для любой епархии должны оставаться Собор Всех святых, в земле Российской просиявших, и Собор новомучеников и исповедников Российских.
Нельзя обойти вопрос размывания понятия общецерковного календаря. Того издания, которое оповещает всю Церковь о состоявшихся новых канонизациях в нашей Церкви, о внесении в месяцеслов святых, прославленных другими Поместными Церквами, об осуществляемых по благословению Священноначалия переносах празднований, о внесении в календарь новых Соборных памятей, о составе епископата Русской Православной Церкви.
Проблема связана с умножившимся количеством епархиальных календарей, не всегда выходящих на должном уровне, несогласованных с общецерковным месяцесловом, зачастую содержащих неточности, а порой и ошибки. При этом внешний вид и структура почти всех этих изданий зачастую недвусмысленно копируют официальный календарь.
Современный ассортимент печатной продукции изобилует наименованиями православных календарей, издаваемых как церковными, так и светскими издательствами. В то же время Святейший Патриарх Алексий неоднократно указывал в своих выступлениях (в частности, на Архиерейском Соборе 2004 года), что официальным календарем Русской Православной Церкви является календарь, выпускаемый Издательским Советом Русской Православной Церкви, а все другие издатели православных церковных календарей должны следовать этому календарю.
Необходимо отметить, что, содержащие информацию местного характера, епархиальные календари не являются и не могут быть заменой общецерковного, ибо не доносят до читателя всей необходимой информации. Епархиальные и другие не общецерковные календарные издания могут существовать только «на ряду с», но не «вместо» официального календаря, издаваемого для нужд всей Церкви, служащего для достижения литургического благочиния и единообразия во всей поместной Русской Православной Церкви.
Александр Шишкин, заведующий Календарным отделом Издательского Совета Русской Православной Церкви
***