24 октября 2015 года, в день празднования Собора Оптинских старцев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в соборе в честь Казанской иконы Божией Матери Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни в Шамордино. За Литургией Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил хиротонию архимандрита Тихона (Шевкунова) во епископа Егорьевского, викария Патриарха Московского и всея Руси. По окончании богослужения Святейший Владыка напутствовал епископа Тихона на служение и вручил ему архиерейский жезл.
Преосвященный епископ Тихон!
Неизреченная любовь Божия собрала всех нас ныне, дабы, насладившись пиром веры и вкусив Трапезы Благодарения, мы стали участниками и свидетелями рождения в Духе Святом нового епископа Церкви Христовой. Сегодня ты принял великий дар Небесного Утешителя, сподобившего тебя пережить те же чувствования и ту же неизъяснимую духовную радость, что испытали некогда и апостолы, пребывавшие в молитве и молении (Деян. 1:14) в Сионской горнице. С этого момента ты наследник их трудов и преемник их служения.
Осененный благодатью Божией, ты обрел ныне дар проповедовать Евангелие с особым дерзновением и с великой силою, как и ученики Господа, отправившиеся во все концы земли нести слово истины о Воскресшем Христе. Поэтому, стремясь являть верность Церкви и послушание Предстоятелю, в то же время «не неради о пребывающем в тебе даровании» (1 Тим. 4:14). Старайся все свои способности и таланты употребить на пользу Святого Православия , и Господь, поставляющий ныне тебя на свещнике Своем, не лишит тебя благодатной помощи и поддержки.
Владыка Жизни определил тебе нести труды Патриаршего викария в столице нашего Отечества, повелев возвещать мир, благовествовать радость и проповедовать спасение (Ис. 52:7). И твоя главная задача — всемерно способствовать тому, чтобы Первопрестольный град был таковым не только по названию, но и по вере его жителей. А посему особое попечение имей о духовном просвещении людей, о приобщении их к жизни Церкви. Важно также, чтобы люди воцерковленные не только являли внешнее благочестие и следовали церковной традиции, но стремились опытно «пережить» эту традицию, живую веру, как то делали святые от времен евангельских и доныне, к чему и призван каждый христианин.
Приступая к сему служению длиною в жизнь, не ожидай, что все будут бросать под твои ноги лавровые венки и устилать дорогу прекрасными цветами, как не ждали этого и ученики Спасителя. Готовься познать как радости, так и трудности, встретить на своем пути как людей кротких, искренне жаждущих истины, так и тех, до чьих сердец непросто достучаться, кто в силу разных причин не желает принимать благую весть и отвергает животворные Божественные словеса. Но все же горячо молю Великодаровитого Владыку, дабы на поприще твоем сотников Корнилиев и Дионисиев Ареопагитов встретилось больше, нежели коварных Симонов Волхвов и лукавых Ананиев.
Как бы ни было трудно, никогда не теряй надежды и не оставляй трудов. Святые отцы единодушны в том, сколь важно в духовном подвиге проявлять постоянство и добрую настойчивость. Исаак Сирин учит нас: «Если лишен ты постоянства и равномерности в служении своем, не ожидай истинного утешения, которое приходит от них» (О Божественных тайнах и духовной жизни. Беседа 1). Какие замечательные слова: постоянство и равномерность! Как часто бывает, что, воодушевленные той или иной идеей, мы начинаем обращать особые силы на то, чтобы эта идея реализовалась, а по мере появления трудностей остываем и идея становится для нас не столь привлекательной. Не будь подобен немудрому и легкомысленному человеку, который, посадив дерево, не поливает его регулярно и не ухаживает за ним, когда же дерево начинает иссыхать, тотчас принимается за труды, но поздно — уже засохло,и немало времени пройдет, прежде чем сила воды вновь напитает растение и оно оживет — если оживет…
Щедрой рукой сея Слово Божие, имей попечение и о добрых всходах. Для этого необходимо гармонично развивать различные стороны церковной деятельности: духовное и просветительское служения, добротворение, которое ныне мы именуем социальной работой, миссию и, конечно, воспитание молодого поколения, заботу о возведении и восстановлении храмов, о созидании крепких христианских общин. Все это суть живительные соки, питающие церковный организм и помогающие ему расти и полноценно развиваться. Это отнюдь не какие-то внешние по отношению к Церкви программы, навеянные обстоятельствами времени, — это питательные соки, без которых не может возрастать древо церковной жизни. А потому вникай в жизнь приходов, особенно поддерживая деятельность приходских активов из числа добровольцев и молодежных групп.
Крайне важно озаботиться тебе добрыми и верными спутниками, которые бы помогали переносить все тяготы и были надежной опорой в трудностях и обстояниях. Такими сподвижниками и ближайшими помощниками должно стать для тебя подведомственное духовенство. Со всей ответственностью относись к поиску кандидатов в священный сан, испытывай их искренность в вере и преданность Церкви Христовой, образованность, что так необходимо в наш век, глубину пастырского чувства.
Памятуя о высоте епископского сана, вместе с тем будь прост и доступен в общении с клиром и мирянами, избегай высокомерия, помни о том, что ты принял благодать Духа не для того, чтобы тебе служили и угождали, но чтобы послужить самому (Мф. 20:28) и, если нужно, и это не красивые слова , жизнь свою положить за словесных овец Христовых. Для паствы своей будь добрым и заботливым отцом, проявляющим, где необходимо, строгость и принципиальность, а где требуется, — великодушие и снисхождение, но во всем — непременно любовь и духовную рассудительность.
Вместе с принесенной тобою архиерейской присягой помни и о монашеском твоем призвании. Главное же дело любого монаха — это молитва. Никогда не оставляй ее, ибо ничто так не отрезвляет ум, не умиряет душу и не укрепляет дух, как молитва, которая есть ключ, отворяющий Небо для верующего сердца. Когда же тебе будет казаться, что на нее нет ни времени, ни сил, когда будешь чувствовать, что повседневные дела вот-вот поглотят тебя целиком, тогда вместе с блаженным Августином из глубины сердца воздохни: «Не суетись, душа моя: не дай оглохнуть уху сердца от грохота суеты твоей» (блаж. Августин. Исповедь. Книга IV (16)). А блаженный Августин знал, что говорил, ибо сам, находясь в водовороте суеты мирской, прошел через многие искушения и познал истинную силу молитвы и покаяния.
Епископ — это лицо Церкви: по тебе будут судить о православной вере, на тебя будут равняться и составлять мнение о современном духовенстве Церкви Русской. Жизнь архиерея всегда в фокусе общественного внимания. Потому внимательно наблюдай за собой, дабы не давать повода ищущим повода (2 Кор. 11:12). Всегда ходи пред Господом — и вовек не согрешишь.
Выслушав от меня сие отеческое напутствие, иди с миром на предстоящий тебе крестный и жертвенный подвиг епископского служения, прими во свидетельство дарованной тебе власти сей архипастырский жезл и управляй достоянием Христовым в крепости и силе благодати Божией, чтобы на закате дней своих, по милости Господней, с чистой совестью мог ты сказать словами апостола Павла: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4:7-8). Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси