Под председательством архиепископа Рязанского и Касимовского Павла состоялось заседание рабочей группы «Богослужебная комиссия и монастырская жизнь». Обязанности секретаря рабочей группы исполнял епископ Каменец-Подольский и Городокский Феодор (Украинская Православная Церковь).
Архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, председатель Синодальной богослужебной комиссии, сделал доклад о развитии богослужебной практики и монастырской жизни в Русской Православной Церкви.
Рассказывая о деятельности Синодальной богослужебной комиссии, архиепископ Александр сообщил, что в период после Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года комиссия проводила работу по подготовке и написанию богослужебных текстов — служб, акафистов, тропарей и кондаков.
В докладе, посвященном возрождению монашеской жизни, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий сообщил, что на канонической территории Русской Православной Церкви в настоящее время открыты и действуют 655 монастырей, из которых мужских насчитывается 321, женских — 334. Число монастырских подворий и скитов превышает 200. В непосредственном ведении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси состоят 25 ставропигиальных монастырей. В монашеских обителях на территории Российской Федерации проходят церковное послушание более 10 тысяч насельников и насельниц. Затем был представлен обзор актуальных вопросов устроения современных монастырей и иноческой жизни.
Возрождение монастырей и монашества происходит во всех традиционных формах служения, среди которых особую важность имеют миссионерская и социальная деятельность.
Отдельные обители сосредотачивают свою деятельность именно на миссионерском служении, получая особый статус монастырей с миссионерской направленностью. На канонической территории Русской Православной Церкви монастыри с миссионерской направленностью успешно противодействуют сектам и проповедникам нетрадиционных религиозных учений. Просветительское служения монастырей приносит добрые плоды и в тех землях, где население исторически не принадлежит к Православной Церкви.
Монастыри вносят вклад в развитие системы социальной защиты населения. При крупных монастырях устроены приюты для сирот, убежища для инвалидов, странноприимные дома, при этом обители оказывают помощь государственным интернатам, детским домам и домам престарелых.
В докладе был рассмотрен ряд практических вопросов, связанных с открытием монастырей, скитов, подворий и монастырских подсобных хозяйств. Отметив важный вклад монастырей в возрождение сельского хозяйства Владыка Алексий подчеркнул, что хозяйственная деятельность не должна становиться самоцелью: «В отдельных обителях есть скиты, подвизающиеся в которых с раннего утра до позднего вечера заняты попечением о домашнем скоте, пастбищах, огородах и прочем хозяйстве. Ясно, что изначальное предназначение скита как благоприятной врачебницы души и места внимательных молитвенных трудов в таком случае утрачивается. Дело не столько в наименовании, сколько в том, чтобы настоятели и настоятельницы глубоко и твердо сознавали, в чем состоит смысл монашества, и наставляли вверенных братьев и сестер на путь спасения».
Отметив расширение состава монашеских общин и постоянный рост числа самих обителей, архиепископ Алексий подчеркнул, что дело не в количестве монастырей, а в том, чтобы они соответствовали своему предназначению. «Очень важно, чтобы люди, посещающие монастырь, обретали в нем возможность обновления и преображения своей жизни, чтобы они нуждались в монастыре как великой святыне. Нет необходимости, поэтому говорить о том, что благополучие епархии в деле возрождения монашества измеряется не числом действующих монастырей, а состоянием жизни в них».
В докладе было уделено внимание некоторым вопросам внутренней монастырской жизни — практике назначений настоятелей и настоятельниц, избрания духовников, приема в монастырь новых насельников и насельниц. К числу наиболее острых вопросов относится проблемы, связанные с духовничеством.
С краткими сообщениями на секции выступили митрополиты: Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Виленский и Литовский Хризостом, Рижский и всея Латвии Александр, архиепископ Черкасский и Каневский Софроний, епископ Каменец-Подольский и Городокский Феодор. Преосвященные архиереи обсудили ряд вопросов, связанных с церковным и самодеятельным богослужебным творчеством, отметив, что наряду с возрождением богослужебной жизни, появляются новые иконы и акафисты, не соответствующие православной церковной традиции и канонам. Ряд иерархов подчеркнули необходимость укрепления дисциплины монашеской жизни и развития взаимодействия священноначалия и монастырских духовников. Участники секции приняли решение обратиться к Архиерейскому Собору с предложением рассмотреть вопрос о создании комиссии по делам монастырей для координации возрождения монашеской жизни.