Ваше Святейшество, Преосвященнейшие архипастыри!
В период с 2000 по 2004 год Учебный комитет при Священном Синоде осуществлял разностороннюю деятельность в сфере богословского и духовного образования, руководствуясь решениями Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года, определениями Священного Синода, а также указами и распоряжениями Святейшего Патриарха. Помимо традиционных направлений деятельности Учебного комитета — таких, как контроль за уровнем образования в духовных учебных заведениях и работа по совершенствованию учебного и воспитательного процесса, в центре внимания учебного ведомства нашей Церкви находились также вопросы лицензирования и аккредитации духовных учебных заведений, а также их взаимодействия с органами государственной власти по вопросам профессионального религиозного образования. Изучался вопрос об участии Русской Православной Церкви в деятельности открывшихся теологических факультетов, отделений и кафедр в государственных и негосударственных вузах России. Приоритетным направлением работы стало также расширение информационной и издательской деятельности.
Однако прежде чем подробнее остановиться на этих и других аспектах нашей работы, необходимо сказать о том, что в связи с реформой системы духовного образования в межсоборный период было осуществлено структурное преобразование Учебного комитета. Согласно резолюции Святейшего Патриарха от 14 декабря 2001 года была утверждена новая структура Учебного комитета, реализующая деятельность по четырем направлениям:
- учебно-методическое и воспитательское;
- работа по стандартизации, лицензированию и аккредитации духовного образования;
- инспекционное;
- организационное.
Мы надеемся, что эти структурные изменения позволят нам более эффективно работать над реализацией задач, поставленных перед нами священноначалием нашей Святой Церкви.
1. Реорганизация и реформа духовных учебных заведений
В межсоборный период наблюдалось незначительное увеличение числа духовных учебных заведений. В 2001 году в Новосибирске был открыт Православный богословский институт, в Пензе, Ростове Великом (Ярославская епархия), Верхотурье (Екатеринбургская епархия), Сведловске и Алчевске (Луганская епархия) были открыты духовные училища, в Калуге — епархиальное женское училище, в Красноярске — пастырские курсы.
Московская духовная академия открыла на базе Новоспасского монастыря богословские курсы для мирян, имеющих высшее образование и желающих получить основы богословского образования. Курсы не ставят перед собой целью подготовку священнослужителей и профессиональных богословов, но по уровню преподавания выходят за рамки катехизации. Таким образом, окончательное решение об их статусе еще не принято. Эта форма богословского образования является нетрадиционной и представляет собой экспериментальный проект, о результатах которого можно будет судить спустя некоторое время.
Ряд духовных учебных заведений за истекший период повысили свой статус. Так, Екатеринбургское, Рязанское, Сретенское, Николо-Перервинское, Иваново-Вознесенское и Тульское духовные училища были преобразованы в семинарии. Пастырские курсы в Брянской и Пермской епархиях — в духовные училища.
Одногодичные пастырские курсы Ижевской епархии как имеющие преимущественно катехизаторскую направленность переведены из ведомства Учебного комитета в Отдел по религиозному образованию и катехизации.
Таким образом, на настоящий момент в ведении Учебного комитета Русской Православной Церкви состоят:
- 5 духовных академий,
- 3 богословских института,
- 31 духовная семинария,
- 39 духовных училищ,
- 1 пастырские курсы.
В Московской, Санкт-Петербургской и некоторых других духовных семинариях в 2003 году состоялся первый выпуск студентов, обучавшихся по новой пятилетней программе. Соответственно начиная с 2003/2004 учебного года в Московской и Санкт-Петербургской духовных академиях учебные планы строятся с учетом будущей специализации по четырем направлениям: богословскому, церковно-историческому, церковно-практическому и библеистике. Предполагается, что в дальнейшем специализированная научно-богословская работа по каждому направлению значительно активизирует деятельность кафедр и в итоге приведет к образованию в каждой академии четырех факультетов: богословского, церковно-исторического, церковно-практического и факультета библеистики.
Православный Свято-Тихоновский Богословский институт получил весной 2004 года высший для вузов аккредитационный статус университета. В связи с этим институт был перерегистрирован и называется теперь Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом (ПСТГУ).
В этом году в ПСТГУ впервые состоялся выпуск магистров теологии. Имеются все предпосылки для завершения образовательной вертикали по теологии, в связи с чем университет предпринимает все усилия для введения в номенклатуру специальности «теология», что даст возможность защищать кандидатские и докторские диссертации по теологии. Это позволит в дальнейшем положительно решить вопрос о признании государством ученых званий по богословию, присужденных богословскими учебными заведениями Русской Православной Церкви.
2. Работа по лицензированию духовных учебных заведений
При содействии Учебного комитета в период с сентября 2000 по сентябрь 2004 года получили повторные лицензии Министерства образования на ведение образовательной деятельности Санкт-Петербургские духовные академия и семинария, а также Белгородская, Костромская, Самарская и Саратовская духовные семинарии. В стадии завершения находится процесс получения лицензии Калужской духовной семинарией. Готовится пакет документов по лицензированию Нижегородской, Тобольской и Николо-Перервинской духовных семинарий.
3. Взаимодействие с органами государственной власти по вопросам религиозного образования
Анализ ситуации в сфере взаимодействия Русской Православной Церкви с органами государственной власти по вопросам религиозного образования позволяет обозначить некоторые проблемы, остро стоящие перед православным богословским образованием в России.
Во-первых, в России, к сожалению, отсутствует единая, принятая на федеральном уровне концепция церковно-государственных отношений, которая бы определяла пути совершенствования закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Во-вторых, не только в существующей, но и в разрабатываемой законодательной базе образовательной деятельности нет правового регулирования развития религиозного образования, в том числе и религиозного. Эти факторы приводят к фактической изоляции религиозного образования от образовательного пространства России.
Приходится с сожалением констатировать и тот факт, что в существующем на сегодняшний день проекте «Кодекса образования Российской Федерации» тема религиозного образования практически не представлена. Очевидно, что отсутствие четких формулировок, определяющих место религиозного образования в российской образовательной системе, может стать серьезным препятствием на пути развития образовательной и просветительской деятельности Русской Православной Церкви и, несомненно, в целом отрицательно скажется на российском образовании.
В целях экспертной оценки ситуации и выработки практических рекомендаций для изменения сложившейся ситуации Учебный комитет в межсоборный период принимал активное участие в деятельности Координационного совета по взаимодействию Министерства образования и Русской Православной Церкви, в Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, в работе Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации, Парламентских слушаниях, а также Подкомиссии по религиозному образованию Комиссии по государственно-церковным отношениям Общественно-политического экспертного совета при полномочном представителе Президента РФ в Центральном федеральном округе.
Специалисты Учебного комитета участвовали в разработке концептуальных правовых позиций и поправок по вопросам религиозного образования в проект «Кодекса образования Российской Федерации», причем особое внимание уделялось правовым основам государственной поддержки православных религиозных образовательных учреждений. Итогом этой деятельности явилась выработка конкретных предложений по усовершенствованию действующего законодательства об образовании и свободе совести в части религиозного и светского образования. Эти предложения были озвучены 17 декабря 2003 г. на заседании Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации и представлены позднее на рассмотрение законодателей на Парламентских слушаниях, проходивших 27 мая 2004 г. в Государственной Думе.
4. Участие Русской Православной Церкви в создании и деятельности теологических факультетов, отделений и кафедр в государственных и негосударственных вузах
Благодаря утверждению Министерством образования в 2001 г. стандарта по направлению «теология» и в 2002 г. стандарта по специальности «теология» в настоящее время существует система подготовки конфессионально ориентированных кадров для различных уровней образования. На сегодняшний день в 21 вузах открыты факультеты, отделения и кафедры по новому теологическому стандарту. Также в рамках дополнительного образования Министерством образования Российской Федерации разработана и утверждена программа «Эксперт в области теологии», которая предназначена для переподготовки преподавателей философии, истории, филологии, культурологии и др. Это дает возможность Русской Православной Церкви бесплатно готовить специалистов-теологов в государственных и негосударственных учебных заведениях.
Утвержденные теологические стандарты дают возможность Церкви серьезно влиять на преподавание богословских дисциплин в государственных и негосударственных вузах. При этом стандарт предусматривает, что «занятия по специальным дисциплинам проводятся преподавателями, утвержденными Ученым советом вуза из числа рекомендованных региональным уполномоченным органом соответствующей религиозной организации и отделением теологии Учебно-методического объединения университетов России».
Хотел бы подчеркнуть, что в настоящий момент необходимо стремиться наиболее эффективно использовать возможности, которые предоставляются Русской Православной Церкви теологическим стандартом. От того, насколько активно епархиальные церковные структуры, ответственные за образование, будут влиять на деятельность факультетов, кафедр и отделений теологии в государственных и негосударственных вузах, во многом будет зависеть в будущем степень влияния Церкви на светское религиозное образование.
В связи с этим Учебный комитет планирует в ближайшем будущем учредить специальное подразделение, курирующее вопрос сотрудничества епархий и высших учебных заведений. В связи с назревшей необходимостью открытого и всестороннего обсуждения участия Церкви в деятельности открывающихся теологических факультетов Учебный комитет планирует в ближайшее время провести совещание, посвященное этому вопросу.
Взаимодействие государства и Русской Православной Церкви в сфере теологического образования должно включать в себя и взаимно согласованное решение кадровых вопросов с целью подготовки специалистов для преподавания религиозной культуры и курсов, предусмотренных государственным стандартом «теология». Это взаимодействие может осуществляться не только в целях влияния Церкви на теологическое образование в светских вузах, но и, например, для получения выпускниками духовных учебных заведений дипломов государственного образца.
Так, Московская духовная академия подписала договор о сотрудничестве с Московским государственным открытым педагогическим университетом им. М.А. Шолохова. Согласно этому договору выпускникам Московских духовных школ зачитываются курсы, которые совпадают в программах семинарии и данного университета. Недостающие курсы будут прочитаны дополнительно, в результате чего наши студенты смогут получить дипломы государственного образца. Этот договор — один из многих возможных способов сотрудничества со светскими вузами, и примеры подобного взаимодействия уже имеются во многих епархиях.
5. Инспектирование
Контроль за уровнем образования в духовных учебных заведениях в 2000-2004 гг. осуществлялся путем инспекционных проверок духовных учебных заведений Московского Патриархата. Всего за межсоборный период проинспектировано 41 духовное учебное заведение.
Проверки проводились комиссиями из 2-4 человек, в состав которых входили сотрудники Учебного комитета, представители профессорско-преподавательских корпораций Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Проверки затрагивали весь спектр жизни и деятельности инспектируемых учебных заведений, при этом особое внимание уделялось таким вопросам, как наличие у духовного учебного заведения государственной регистрации и лицензии, профессиональному уровню подготовки преподавателей, соответствию учебных планов и программ стандарту, утвержденному Священным Синодом, наличию учебных пособий, воспитательному процессу и духовной жизни студентов, ведению документации, состоянию материальной базы.
Отчеты инспекционных комиссий показали соответствие большинства инспектируемых духовных учебных заведений требованиям Учебного комитета: в целом в семинариях осуществлен полный переход на преподавание по новым учебным планам, подтверждено наличие преподавателей с достаточным уровнем знаний, а также обновляемой материальной базы. В ходе инспекционных проверок свой статус подтвердили большинство духовных учебных заведений.
К сожалению, проведенное инспектирование духовных учебных заведений выявило и ряд серьезных недостатков, по причине которых некоторым духовным училищам было отказано в преобразовании в семинарии. Не вполне удовлетворительное состояние материальной базы и недостаточно высокая организация обучения студентов, выявленные в результате инспекторских проверок, не могут способствовать нормальному учебному процессу.
Подведя итоги инспекционных поездок в межсоборный период, в 2003 году Учебный комитет направил всем духовным учебным заведениям Русской Православной Церкви ряд рекомендаций. Среди прочего, было обращено особое внимание на желательность включения в список преподаваемых дисциплин предметов, входящих в государственный стандарт «теология».
Ректорам семинарий рекомендовано по возможности привлекать к преподавательской деятельности ученых и специалистов из светских учебных заведений, а также вести совместную деятельность с институтами повышения квалификации и педагогическими вузами по подготовке педагогических кадров.
6. Организация ректорских совещаний и научно-практических конференций
6.1 Ректорское совещание
16 апреля 2002 г. под председательством Святейшего Патриарха в Москве прошло совещание ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Ректорское совещание было созвано для обсуждения проблем, стоящих перед духовными школами в связи с перспективой государственной аккредитации духовных школ на основе стандарта «теология», и выработки рекомендаций по их решению.
Важнейшей на совещании была тема о государственном признании духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Многие ректоры духовных учебных заведений отмечали, что вопрос об аккредитации — это вопрос в значительной степени о будущем Церкви как в смысле существенного повышения образования священнослужителей, так и в отношении перспективы церковного свидетельства в современном обществе.
Помимо общих вопросов о совершенствовании духовного образования участники совещания обсудили тему взаимодействия со светской системой высшего и среднего образования, в связи с процессом открытия во многих российских вузах теологических факультетов, отделений и кафедр. Было принято решение об активизации участия представителей духовных школ в Координационном совете Министерства образования Российской Федерации и Русской Православной Церкви.
6.2 Научно-практические конференции и семинары
С 2001 года Учебный комитет ежегодно проводит в Московской духовной академии научно-практическую конференцию студентов и молодых ученых богословских учебных заведений Русской Православной Церкви. Цель конференции — рассмотрение проблем и вопросов, стоящих перед православным образованием и наукой, в контексте повышения уровня преподавания, активизации взаимоотношений между Церковью и обществом, религией и культурой, богословием и светской наукой, поиска новых форм богословского образования и развития сотрудничества между церковными и светскими учебными заведениями.
Первая конференция, проведенная 9-10 октября 2001 г., была посвящена теме «Богословское образование и наука в ХХI веке». В центре внимания второй конференции, состоявшейся 9-11 октября 2002 г. под названием «Реформа системы духовного образования Русской Православной Церкви», были актуальные вопросы реформирования богословского образования. Темой третьей конференции, проходившей 9-10 октября 2003 г. в домовой церкви святой мученицы Татианы Московского государственного университета, стало «Служение Церкви в современном мире».
Ежегодные конференции, организуемые Учебным комитетом Русской Православной Церкви, стали традиционными встречами молодых богословов и ученых, где в ходе открытых и свободных дискуссий идет обмен мнениями о насущных вопросах современности и о проблемах, стоящих сегодня перед нашей Церковью и обществом.
Под эгидой Учебного комитета Православный Свято-Тихоновский Богословский институт в дни зимних каникул продолжал проводить ежегодную Богословскую конференцию — в межсоборный период были проведены соответственно XI, XII, XIII и XIV конференции. Работа конференций не ограничена тематически и проходит в секциях, организуемых факультетами института. Богословская конференция ежегодно собирает ведущих богословов, историков Церкви и специалистов в других областях церковной науки из России, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья, и в настоящее время по широте охвата поднимаемых тем и количеству участников является одним из самых представительных научно-богословских форумов России.
10-11 октября 2002 г. Учебный комитет, совместно с аппаратами Полномочных представителей Президента Российской Федерации в Центральном, Приволжском и Южном федеральных округах, Министерством образования Российской Федерации, Комитетом по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы РФ, Межрелигиозным советом России, участвовал в организации и проведении научно-практической конференции «Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования».
На обсуждение участников конференции были вынесены вопросы взаимодействия государства с религиозными объединениями в сфере духовно-нравственного, правового и патриотического воспитания и образования, изучения духовной культуры и этики в светской школе и теологического образования в высших учебных заведениях. Также были обсуждены меры по предотвращению проявлений религиозного экстремизма и межрелигиозных конфликтов.
В рамках проведения реформы системы духовного образования значительное внимание уделялось совершенствованию преподавания древних языков. 25-27 октября 2001 года в Московской духовной академии был проведен семинар по классическим языкам, организованный Учебным комитетом совместно с московским Греко-латинским кабинетом.
29-30 мая 2003 г. Учебный комитет организовал и провел в Московской духовной академии научно-практическую конференцию «Преподавание древних языков в учебных заведениях Русской Православной Церкви в контексте реформы духовного образования». В ходе работы конференции были сделаны сообщения о состоянии преподавания классических языков во многих духовных учебных заведениях и высказаны пожелания и предложения по совершенствованию учебно-преподавательского процесса. Основной темой конференции стало обсуждение требований по классическим языкам к поступающим в духовные академии.
18-19 сентября 2001 г. Учебный комитет совместно с Обществом милосердия в тюрьмах «Вера, надежда, любовь» провел семинар «Практика тюремного служения». Семинар показал, что встреча священнослужителей, мирян, студентов духовных школ, представителей общественных организаций, осуществляющих на практике служение в местах лишения свободы, обмен положительным опытом, обсуждение различных вопросов и проблем данного направления оказывают положительное влияние на развитие пастырской и миссионерской деятельности Русской Православной Церкви.
В рождественские дни 2001 и 2002 гг. Учебный комитет организовывал и проводил в Московской духовной академии благотворительную акцию «Книга к Рождеству», направленную на повышение уровня обеспечения библиотечных фондов духовных учебных заведений.
В 2003-2004 гг. Учебный комитет принимал участие во Всероссийской выставке «Православная Русь». На информационных стендах Учебный комитет освещал свою деятельность в прошлом и настоящем, историю духовного образования в России, а также предоставлял информацию по духовным учебным заведениям Московского Патриархата. Посетители выставки имели также возможность ознакомиться с работой Образовательного портала Учебного комитета «Богослов.ru».
7. Информационная и издательская деятельность
Развитие информационной деятельности Церкви — одно из приоритетных направлений православной миссии в современном мире и, что не менее важно, одно из средств консолидации верных чад Русской Православной Церкви. Для Учебного комитета это еще и надежный способ осуществления всесторонней координации деятельности духовных школ в ходе проведения реформы системы духовного образования, преодоление определенной разобщенности и информационного вакуума, в котором, к глубокому сожалению, продолжают пребывать многие епархии, и как следствие, духовные учебные заведения Русской Православной Церкви.
Для осуществления полноценной информационной и издательской деятельности, привлечения к повседневной работе современных средств научно-технического прогресса и использования современных издательских технологий в структуре Учебного комитета действуют отделы информатизации и инноваций, а также издательский отдел.
Основным направлением в развитии информационной деятельности Учебного комитета стало поэтапное развитие его официального сайта — Образовательного портала «Богослов.ру», открытие которого состоялось 9 октября 2002 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Менее чем за год своего существования портал вошел в число наиболее посещаемых православных ресурсов российского Интернета. На страницах Образовательного портала находит отражение многовековое наследие отечественного богословия, опыт пастырской практики, традиции миссионерского служения Церкви.
В июне 2003 г. года отдел информатизации и инноваций Учебного комитета разработал и открыл на портале раздел для абитуриентов духовных учебных заведений, где впервые были представлены унифицированные требования к поступающим в духовные семинарии и подготовительный интернет-курс с развернутой экзаменационной программой. На портале «Богослов.ру» регулярно размещается информация о реформе духовного образования, о деятельности Синодальных учреждений, собираются и публикуются аналитические материалы о развитии церковно-государственных отношений в сфере образования.
Не менее важным направлением в развитии информационной деятельности является ознакомление студентов и преподавателей духовных учебных заведений с возможностями современных информационных технологий. Для решения этой задачи в апреле 2002 года Учебный комитет подписал договор с Федерацией интернет-образования об участии преподавателей и студентов духовных учебных заведений Русской Православной Церкви в проекте по бесплатному обучению российских учителей интернет-технологиям. В рамках этой программы, в ноябре 2002 и 2003 годов Московский центр Федерации провел обучение представителей духовных учебных заведений Центрального федерального округа. В ходе обучения в центре слушатели на практике ознакомились с возможностями новых информационных технологий для религиозного образования.
В текущем году по благословению Святейшего Патриарха Учебный комитет принимает участие в подготовке и праздновании 10-летия российского Интернета. Принимая во внимание общероссийский статус юбилейных мероприятий, Учебный комитет обратился к руководителям синодальных отделов с просьбой направить поздравления со знаменательной датой российским пользователям Интернета.
В рамках юбилейной программы Учебный комитет совместно с руководством компаний, входящих в Оргкомитет, запланировал серию публичных мероприятий — интервью, пресс-конференции, круглые столы — с участием представителей Русской Православной Церкви, имеющих отношение к развитию церковных интернет-ресурсов. Также достигнута договоренность об учреждении специальных премий для церковных интернет-проектов. Присуждение премий лучшим церковным интернет-проектам и награждение победителей пройдет в ноябре текущего года.
С 2002 года развивается и издательская деятельность Учебного комитета. За истекшее время был издан ряд учебников и учебных пособий, в том числе по Литургике, Патрологии и Истории Русской Церкви. Вышел в свет сборник докладов конференции по тюремному служению, который фактически также может быть использован в качестве учебного пособия по курсу Пастырского богословия. Переизданы труды выдающихся богословов дореволюционного периода — профессоров Московской духовной академии М.Д. Муретова и И.В. Попова. Издательский отдел Учебного комитета планирует в дальнейшем значительно расширить свой издательский план за счет включения в него трудов не только профессоров и преподавателей Московской духовной академии, но и лучших учебных пособий и научных работ, написанных в других учебных заведениях нашей Церкви.
8. Дистанционное обучение
Последние годы были ознаменованы для Русской Православной Церкви освоением новейших средств коммуникации и информации. Значение этого явления трудно переоценить, поскольку оно открывает для нашей Церкви множество перспективных направлений научно-образовательной, катехизаторской, проповеднической, информационной, общественной и других видов деятельности в современном мире.
20 октября 2003 года Учебный комитет совместно с московским Сретенским монастырем, при активной поддержке Международного центра финансово-экономического развития, приступил к реализации программы дистанционного обучения студентов духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Трансляции в 2003/04 учебном году осуществлялись из студии Сретенской духовной семинарии. Лекции транслировались через выделенную спутниковую связь в режиме реального времени и передавались на экраны, установленные в аудиториях семинарий-участников проекта.
С начала 2004 года Учебный комитет вел интенсивную работу по оптимизации материально-технической составляющей проекта. В настоящее время при улучшении качества и расширении технических возможностей вещания стоимость проекта существенно снизилась.
Учебным комитетом подписан также договор о реализации программы дистанционного обучения с компанией спутникового интернет-телевещания СТВ. Пилотным проектом Учебного комитета и компании СТВ стала трансляция курсов повышения квалификации преподавателей «Основ православной культуры», проходивших в Московской духовной академии с 20 июня по 7 июля 2004 г.
В настоящее время Учебный комитет, учитывая накопленный опыт, разрабатывает проект комплексного православного образовательного интернет-телевещания, который должен включить в себя уже прошедший апробацию курс дистанционного обучения по предметам, входящим в учебные программы духовной семинарии, курсы повышения квалификации преподавателей «Основ православной культуры», а также курсы повышения квалификации церковных работников и священнослужителей.
***
Духовное образование, главной целью которого является подготовка богословски образованных кандидатов к принятию священного сана и церковных работников, как и прежде, остается приоритетным направлением образовательной деятельности Русской Православной Церкви. Но наряду с традиционным богословским образованием в духовных учебных заведениях не менее важным становится сейчас и теологическое образование в светских вузах, которое нуждается в церковном окормлении.
В последние годы интерес общества к религиозным вопросам значительно возрос, и это обусловлено, в первую очередь, усилением религиозного фактора в современной жизни. Очевидно, что основой и фундаментом духовной жизни общества является религиозное образование, без которого невозможно воспитать священнослужителей, ведущих за собой свою паству к созидательным целям. Но пока создается и отлаживается механизм взаимодействия государства и религиозных организаций в сфере религиозного образования, мы должны как на общецерковном, так и на епархиальном уровне, активно включиться в работу по совершенствованию и развитию системы духовного образования и теологического образования в светских вузах. В этом залог эффективного развития образовательной системы Русской Православной Церкви.