Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Держись за Церковь

Версия для печати
23 июня 2008 г. 12:00

«Держись за Церковь — столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15) — и спасешься; вне ее погибнешь», — так говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский, так во все времена напоминали  святые отцы и первоиерархи Церкви.

Кровоточащий раскол ХХ века был уврачеван в 2007 году, когда в день Вознесения Господня было восстановлено единство Русской Православной Церкви в Отечестве и за рубежом. Однако сегодня мы все чаще сталкиваемся с новыми нестроениями, направленными на разрушение церковного единства. Сегодня во многих храмах можно встретить людей, призывающих к непослушанию священноначалию, ссылающихся на благословение старцев и показывающих изданные «по благословению старцев» брошюры апокалиптического характера, призывающие жечь российские паспорта, отказываться от ИНН, переезжать в деревенскую глушь. Одной из недавних кульминаций был так называемое пензенское сидение, когда группа людей по религиозным соображениям скрылась в землянке под Пензой, и, намеренно привлекая к себе значительное внимание прессы, сообщала, что готовится к концу света, который по их прогнозам должен был состояться в минувшем мае. «Тоталитарное сознание» в православной среде — так охарактеризовал проблему богослов диакон Андрей Кураев.

Большинство священнослужителей сходятся во мнении, что подобные ситуации являются следствием невежества и недостаточного религиозного и общего образования.

***

Председатель Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл считает, что корень подобных проблем  в религиозной безграмотности людей: «Сам по себе факт веры еще не является позитивным, не спасает человека. Бесы тоже веруют и трепещут… Вера  это сложное духовное явление, которое может получать совершенно различную практическую реализацию, в том числе  и опасную для человека и общества. Опыт СССР показал, что секты развиваются там, где недостаточно развита религиозная жизнь людей, или где ее контролируют, ограничивают».

Следовательно, оградить человека от подобных ошибок, по мнению Владыки,  можно посредством просветительской работы, грамотно организованной системы религиозного образования: «Невозможно победить опасные проявления религиозной жизни, не повышая общий уровень религиозной культуры в обществе. Нормальное развитие религиозной жизни, включая заметную роль религиозного образования в жизни гражданского общества, – все это снижает уровень опасности, который происходит из активности сектантов»

Архиепископ Белгородский и Староосколький Иоанн, руководитель Миссионерского отдела Русской Православной Церкви, считает, что уход верующих из Церкви в сектанские общины связан с поиском путей преодоления одиночества: «Самая главная причина возникновения подобных брожений невостребованность прихожан. Вот батюшка отслужил службу и расстался с прихожанами до следующего воскресенья. А в это же время какой-нибудь внимательный, но может быть не очень здравый лжепроповедник соберет людей, каждую бабульку погладит по головочке, расскажет, какая она хорошая. Поскольку проблема одиночества в этом мире  одна из актуальнейших, то естественно, что такой лжепророк без труда создаст мощную, отлично организованную общину, направленностью которой он объявит защиту людей».

Успех деятельности сект владыка видит, в первую очередь, в деструктивной основе объединений: «Нетрудно тогда понять, откуда такая агрессивность в подобных общинах: ведь они всегда не «за», а «против», идеология таких групп формируется только на «контра». Отсюда и агрессивность, и совершенно фанатичная жертвенность. Если бы эту энергию вовремя заметили и использовали по назначению – на ту же миссионерскую или социальную деятельность, тогда можно было бы уже говорить о миссионерском приходе, задача которого в том, чтобы внутреннюю энергию мирянина направить в мирное созидательное русло, найти выход для нее.  Почему мы постоянно сталкиваемся с успешной деятельностью сект? Потому что они работают с человеком, изучают его и, увидев какие-то проблемы, оперативно направляют все свои силы на их решение».

Предупреждать распадение прихода и появление сект, по мысли владыки Иоанна, можно путем интенсивной включенности прихожан в жизнь прихода и его созидательные начинания: «Я хотел бы привести хороший пример  приход Всех святых, в земле Российской просиявших в Новосибирске, отца Бориса Пивоварова. Во время моей учебы в аспирантуре, в новосибирском Академгородке, я хорошо изучил эту среду изнутри, и до сих пор диву даюсь: из Академгородка не вышло ни одной ереси. Приход сохранил единство и веру во многом благодаря наличию эшелонированности, если можно так выразиться, - когда каждый имеет свое послушание, чувствуя, что он при деле  не просто подмести, убраться один раз в год к престольному празднику, хотя и это дело нужное, когда каждый может свое творчество проявить в Доме Божием».

Руководитель Пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский подчеркнул, что обучение основам православной культуры и  прививание правильного понимания роли Церкви в деле спасения человека должно вестись со школы: «Необразованность и невежество – вот истинная причина сектантства и мракобесия.

Главная причина настроений, подобных пензенским  стремление к изоляционизму, причем как на индивидуальном уровне, так и на общинном. Церковь для таких людей перестает быть единым организмом  Телом Христовым. Часто люди объединяются вокруг лидера, который приводит верующих не ко Христу, а к себе, любимому».

Отец Владимир подчеркнул, что суть всех расколов и нестроений одна, несмотря на их различные виды и проявления: «Некоторые лидеры предлагают конкретные способы спасения человека посредством строгого соблюдения правил и ограничений, только внешне, поверхностно относящихся к сути христианства: отказ от паспортов, прививок, ИНН и т.д. Другие воспитывают в адептах чувство исключительности, избранности. Третьи считают, что исполнение "буквы" закона обнаружит и утвердит его "дух". Четвертые все время хотят "дополнить" церковные Таинства сугубыми действиями и молитвами, не утвержденными или отжившими свое в церковной традиции.

Во всех этих случаях действует тонкий тщеславный механизм, игнорирующий тот член Символа веры, который говорит о "единой, святой, соборной и апостольской Церкви". По сути  это основа всех ересей, расколов и сектантских образований в истории Церкви».

Протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений Русской Православной Церкви, видит причину формирования сект во враждебном отношении ряда людей к Церкви:  «Разделить простой народ с иерархами — давняя мечта  недругов Церкви. Весь миф о конфликте между простым народом и церковной иерархией протекает в головах недружественных журналистов, экспертов и общественных деятелей. На самом деле простой народ любит своих священников и архиереев. Искушение сказать «Я не люблю Храм Христа Спасителя, а вот скромный батюшка в деревне мне по душе» свойственно многим интеллигентам еще в с XIX века. Но эти люди хотели бы видеть Церковь униженной и больной, загнанной в самые далекие углы общественной жизни.

Русская Православная Церковь всегда одновременно была и во дворцах и в далеком селе, и там, где важно находиться для принятия общенародных решений и там, где совершаются малые дела. Православие пытается объять все общество — от элит до бомжей».

Отец Всеволод также указывает на то, что предупредить подобные настроения можно преимущественно преодолением религиозной неграмотности населения: «Пензенская пещера — тупик по определению. И неслучайно наши недруги смаковали этот уход, многим хотелось бы, чтобы мы все туда ушли и взорвали себя там, но этого не будет. По свидетельству одного из сидельцев, там находились недалекие люди, которых можно было убедить в самых странных вещах.

Лучшим средством от подобных проявлений должно стать преподавание основ религии в школе, в чем должно быть заинтересовано в первую очередь государство, ведь речь идет о жизни и благополучии его граждан».

Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы города Лос-Анджелес, клирик Русской Православной Церкви за рубежом, священник Алексий Чумаков считает ложную религиозность попыткой заменить настоящую духовную жизнь более простой, формализованной и регламентированной обрядовой: «Этот выдуманный мир по-своему комфортен, в нем есть внешние враги, в нем есть очень утешительная для человеческого самолюбия убежденность в правильности своего пути. По сути дела, это попытка избежать исполнения Заповедей Божиих, заменить внутренний труд - внешним обликом и одеждой.  Труд воспитания своей совести и разума, укрепления и воспитания своей воли (дабы уклоняться от зла и делать добро) можно заменить ложно понятым "послушанием" старцу, что снимает с человека ответственность за свои поступки. Отношения нездоровой взаимозависимости, которые возникают при этом, вряд ли похожи на должную любовь и уважение к учителю веры и наставнику благочестия, каким должен бы быть опытный духовник».

Главной причиной подобной подмены отец Алексий считает ложное благочестие: «Гордость житейская, как одна из основ падшего мира может неплохо маскироваться, притворяться ревностью о вере и благочестии. Плоды такого рода ложного благочестия ("вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть.. и тому подобное") противоположны плодам Духа, которые суть "любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал. 5:19-23).

Думается, основная причина такого рода настроений отчасти заключается и в той стремительности, с которой пост-советское общество стало "воцерковляться". Перефразируя известную американскую пословицу, можно взять ученика из школы, но нельзя взять школу из ученика, иными словами, люди, в массовом порядке пришедшие в Церковь, далеко не всегда меняются. Большинство современных болезней церковных, по моему мнению,  это болезни роста, болезни привнесенные из окружающего мира и не нашедшие себе пока исцеления.

В такой среде естественно появление лидеров другого типа, харизматического, неслучайно и появление разных внутрицерковных группировок, конфликтующим друг с другом. Психиатрическая составляющая тут тоже, разумеется, есть, и как мне кажется, происходит своеобразный отбор, когда верующие определенного душевного склада тяготеют к тем, кто сможет найти ключик к их расстройству и дать то, чего ищет их душа. К сожалению, это чаще всего оказывается не Христос».

Отвечая на вопрос о путях взаимодействия с сектантами, отец Алексий в первую очередь, отмечает необходимость разговора о Христе и Евангелии: «Надо начинать с фундамента, с Христа, с Евангелия, стараясь пропускать мимо ушей всякую чепуху, столь занимающую прельщенного и обратить его внимание на действительное содержание христианской веры. Может быть и удастся убедить его со временем оставить свой шалашик и войти в здание Церковное. Это трудный процесс, требующий терпения и молитвы, да и то с неизвестным исходом. Каждый, кому приходилось беседовать с душевнобольным человеком, знает, насколько трудно ему помочь».

Протоиерей Игорь Пчелинцев, пресс-секретарь Нижегородской епархии Русской Православной Церкви главную причину появления разобщающих тенденций в Церкви видит в российской незаконопослушности: «Только тиранам и деспотам удавалось достичь на какое-то время определенного уровня гражданского и церковного послушания, но на бытовом уровне всегда считалось и считается  обойти начальство, слукавить, даже с гордостью нарушить законы  и правила».

Небрежение к законам мирским и Закону Божиему порождает неуважение к начальствующим: «Мы должны признать, что часто отступаем от Закона и от законов. Слишком много ситуаций в нашей жизни, когда начальствующие противопоставляются народу,  некоторые реалии гражданской жизни простыми людьми легко переносятся и в оценки церковной жизни  «там, наверху свои интересы, у нас, у простых – свои».

Эта проблема, по словам отца Игоря неоднократно возникала в церковной истории: «Проблему обрисовывал в общих чертах еще Мельников-Печерский. В то время власть много усилий употребляла на борьбу со староверами, но Мельников добавляет, что при всей масштабности борьбы и миссионерской работы со старообрядцами, мало уделялось внимания, а зачастую вообще отсутствовали знания о тайных сектах  псевдоправославного, околохлыстовского толка, эффективно работающими на разрушение личности и десоциализацию входящих в них членов».

Возможным путем укрепления единства отец Игорь считает развитие приходской общины: «Народ не осознает важности многих проблем, не живет духом церковности, для большинства приходская община не семья, а просто посторонние люди, церковь не дом родной, а всего лишь место, «где хорошо», где можно «порешать свои духовные проблемы», «удовлетворить свои религиозные потребности». Я не призываю к «церковной демократии», но надо что-то делать, чтобы народ жил интересами Церкви, а не был просто потребителем». 

Священник Лев Семенов  ответственный секретарь Российской ассоциации центров изучения религий и сект, кандидат исторических наук, полагает что на формирование многочисленных сект и околосектанских объединений немалое влияние имела утрата народом традиций религиозной жизни: «В значительной степени это связанно с недостатком подлинной воцерковленности и с недостатком религиозной просвещенности. Не секрет, что 70 лет наше общество было оторвано от религиозного воспитания, традиция в значительной степени была нарушена, сломана. В последние полтора-два десятка лет произошел массовый приход людей к вере, многие из числа неофитов не имели той глубокой внутренней базы жизни в церковной ограде, которая необходима для подлинного исповедания веры. Церковь, как объединение ныне пребывающих на земле верующих, представляет собой такое же многослойное явление как наше общество. Это люди с разными взглядами, убеждениями, разным образованием, разыми предпочтениями и политическими и историческими, и поэтому не удивительно, что среди тех, кто относит искренне себя к православным верующим, находятся и люди которые вопреки всем каноническим установлениям оказываются глухи к прямым указаниям священноначалия на всех уровнях».

Сектовед профессор Александр Дворкин подчеркивает, что вербовка в секты происходит не только в приходах, но, главным образом, на периферии храмов, на периферии больших церковных событий: «Если в Москве проходят Рождественские чтения или Собор, то вокруг храма Христа Спасителя стоят люди и раздают листовки: странного вида бородачи в кирзовых сапогах, люди в поношенных рясах, непонятно кем рукоположенные. И вот обратившим на них внимание людям они говорят, что настоящая Церковь уже не тут, что по древнему пророчеству в последние времена епископам нельзя будет доверять, что в Церкви благодати не будет, а настоящее православие будет не тут, а там, куда мы вас приведем, послушайте духоносных старцев и т. д». Нередко подобные секты возглавляются бывшими священниками и монахами, напомнил Александр Леонидович.

Резюмируя все приведенные в обзоре мнения, можно сделать вывод о том, что наиболее действенным противостоянием расколу священнослужители считают развитие системы религиозного образования, катехизацию, воссоздание приходских общин и деятельной жизни в приходах, и, безусловно, духовную жизнь каждого члена Русской Православной Церкви. Эти вопросы – миссии, приходской жизни, религиозного образования  будут одними из центральных вопросов предстоящего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, посвященного единству Церкви.

Подготовила Анна Данилова по материалам публикаций интернет-портала «Православие и мир»

***

Другие статьи

«Здесь было заложено духовное начало русской государственности». С.П. Карпов о Херсонесе и новом музейном комплексе

Образы святой семьи в религиозном искусстве ХI-ХХ веков

Контакты Московского Патриархата с региональными христианскими объединениями и международными молодежными христианскими организациями в годы председательства в Отделе внешних церковных сношений митрополита Никодима (Ротова)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 18–30 декабря

Итоги социального служения Церкви в 2024 году

Более 4000 новогодних подарков направили в зону конфликта при поддержке Патриаршей гуманитарной миссии. Информационная сводка о помощи беженцам (за 24-27 декабря 2024 года)

Ректорство будущего Патриарха Кирилла. 50 лет спустя

Святой мученик Михаил Новоселов

Сочинская епархия направила 5 тонн мандаринов беженцам и пострадавшим мирным жителям зоны конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (за 9-23 декабря 2024 года)

Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой