Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

В Ростове-на-Дону прошла пресс-конференция, посвященная вопросам церковного и культурного наследия казачьей станицы Старочеркасской и принадлежности имущества Донского Старочеркасского монастыря

В Ростове-на-Дону прошла пресс-конференция, посвященная вопросам церковного и культурного наследия казачьей станицы Старочеркасской и принадлежности имущества Донского Старочеркасского монастыря
Версия для печати
11 ноября 2015 г. 17:17

10 ноября 2015 года в пресс-центре «Дон-Медиа» прошла большая пресс-конференция, посвященная вопросам церковного и культурного наследия казачьей станицы Старочеркасской и вопросам принадлежности имущества Свято-Донского мужского монастыря. Решению информационного отдела Ростовской-на-Дону епархии созвать пресс-конференцию предшествовали многочисленные публикации в региональных СМИ, представляющие ситуацию возвращения Донской митрополии зданий Старочеркасского музея-заповедника в искаженном виде.

Пресс-секретарь главы Донской митрополии Игорь Петровский представил официальную позицию Ростовской-на-Дону епархии в ответ на ряд циркулирующих в СМИ мнений, согласно которым у Ростовской-на-Дону епархии нет права на владение зданиями музея-заповедника, которые исторически принадлежали Свято-Донскому монастырю. На пресс-конференции также были опровергнуты утверждения в прессе о возможном закрытии музея после передачи так называемого «Атаманского дома» и других зданий монастыря.

Ранее на деловом завтраке в Российской газете Глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий сделал заявление: «Станицу Старочеркасскую нельзя рассматривать как набор архитектурных или культурных фрагментов. Древняя столица Донского казачества уникальна как сохранившаяся древняя станица. Здесь не может быть такого положения вещей, когда сами по себе существуют монастырь, Воскресенский собор, Ратнинская церковь, Певческое поле, жилые постройки. Центром же станицы являются объекты религиозного назначения. Это, прежде всего, Воскресенский войсковой собор, один из первых каменных храмов, построенных на Юге России, и, конечно, монастырь — Ефремовский Свято-Донской — как единый комплекс монастырских зданий и сооружений, который не может и не должен быть разделен. С музеем же ничего не случится, но я твердо уверен, что у всей территории должен быть один хозяин, как и предусматривает законодательство Российской Федерации».

Игорь Петровский представил журналистам архивные документы, подтверждающие обоснованность возвращения монастырю ряда зданий, принадлежащих Старочеркасскому музею, более того, свидетельствующие, что существование обители на Атаманском подворье — воля самих атаманов Ефремовых, основавших монастырь. В частности, это справки Российского государственного исторического архива о хранении в его фондах прошения семьи Ефремовых, направленного в Синод, об основании на их подворье женского монастыря для вдов казаков. Синод рассмотрел это прошение и обратился к Ефремовым с просьбой построить еще несколько сооружений, чтобы монастырь мог функционировать. После этого все здания вместе с домовой церковью, Атаманским домом, конюшней, кухней были переданы Русской Православной Церкви и образован Свято-Донской Ефремовский Старочеркасский монастырь.

Согласно другому документу, монастырю, среди прочих строений, принадлежал и Атаманский дом, сегодня ошибочно называемый дворцом, в котором проживали игумении обители и насельницы.

Игорь Петровский сообщил журналистам, что взаимодействие музея-заповедника и монастыря нельзя назвать иначе, как «соработничеством или сотрудничеством». «С музеем у епархии никаких обоснованных имущественных споров быть не может. Монастырь и музей, как части единого архитектурного и исторического комплекса, служат одному делу: сохранять, развивать и популяризировать духовное и культурное наследие». Пресс-секретарь Главы Донской митрополии подчеркнул «ложность слухов о выселении музея после возвращения епархии Атаманского дома». Более того, отметил Игорь Петровский, «музейные экспозиции будут расширяться, вскоре появится выставка, посвященная вековой истории Ефремовского монастыря. Музей и монастырь проводят и планируют совместные историко-культурные, просветительские мероприятия, чтобы казачья станица развивалась и в духовном, и в культурном, и в общественном отношении».

В пресс-конференции приняли участие и.о. наместника Донского Старочеркасского мужского монастыря иеромонах Рафаил (Митрофанов), ведущий методист государственного архива Ростовской области Алла Шадрина, руководитель информационного отдела Ростовской-на-Дону епархии протоиерей Даниил Азизов, ведущий специалист Ростовского епархиального управления по передаче Церкви имущества религиозного назначения Любовь Родионова, руководитель юридической службы Ростовской-на-Дону епархии Александр Столяров.

Также свое мнение в поддержку позиции епархии и надуманности заявлений некоторых общественных деятелей, создающих конфликт «на ровном месте», высказывали председатель региональной общественной организации по сохранению историко-культурного наследия Николай Судоргин и первый заместитель атамана Всевеликого войска Донского Михаил Беспалов.

Историческая справка

В 1756 году знаменитый войсковой атаман Данила Ефремов заложил домовую церковь на своем подворье в Черкасске. Храм был построен каменным и освящен в честь Божией Матери в образе Ее Донском. Завершил строительство уже сын Данилы Ефремовича — тоже войсковой атаман Степан Ефремов. А спустя годы вдова его сына Евдокия Акимовна со своей невесткой Ульяной Алексеевной Ефремовой передали этот храм и свой дом со всеми постройками Донской епархии для устроения здесь женского монастыря.

В 1831 году вдовы-полковницы Евдокия Акимовна, Ульяна Алексеевна Ефремовы и есаул Николай Степанович Ефремов обратились с прошением к архиепископу Новочеркасскому и Георгиевскому Афанасию: «…имея полное право наследия, мы, во славу Божию и память родственников нашей фамилии, коих прах покоится при сей церкви, дом с храмом сим и со всеми при доме службами жертвуем вечно на обращение в девичий монастырь…».

При этом они выражали желание, чтобы монастырь всегда был под покровительством местных епархиальных архиереев, чтобы имена умерших их родителей всегда поминались за упокой, а живые — о здравии.

Для осуществления задуманного Евдокия Ефремова пожертвовала свой капитал, внесенный на «вечные времена» в сохранную казну, чтобы проценты с него обращались на содержание монахинь и церковного причта. Дополнительно она построила и необходимые монастырю служебные здания. А для работы в обители выделила 4 семьи из числа крепостных крестьян.

В 1836 году был подписан Указ Его Императорского Величества об учреждении в станице Старочеркасской женского Ефремовского монастыря с присвоением ему степени III класса. Бывшая Ефремовская домовая церковь Донской иконы Божией Матери стала монастырским храмом. Для обустройства женского монастыря Ефремовы пожертвовали домовую церковь в честь Донской иконы Божией Матери, Атаманский дом и кухню Ефремовых, которая поставлена на государственную охрану как «Дом Степана Ефремова». Более того: правящий архиерей тогда даже выдвинул такое условие — для того, чтобы был устроен монастырь, необходимо возвести и другие строения. И только после того, как на собственные средства Евдокии Акимовны и Ульяны Алексеевны Ефремовых были построены келейные корпуса, конюшни, сараи и другие хозяйственные здания, Высокопреосвященнейший Афанасий начал готовить доклад для представления его в Синоде. То есть только Атаманский дом и кухня Ефремовых связаны непосредственно с жизнью атаманов. Остальные постройки были возведены Ефремовыми для жизнедеятельности обители.

Донская митрополия/Патриархия.ru

Материалы по теме

В Москве прошла пресс-конференция по итогам конкурса «Просвещение через книгу»

В Москве пройдет пресс-конференция по итогам конкурса «Просвещение через книгу»

Состоялась пресс-конференция, посвященная началу строительства кафедрального собора в Мурманске

Протоиерей Михаил Потокин принял участие в пресс-конференции форума «Религия и мир»

В португальском Портимао освящен храм святого Даниила Жиронского

Монастырю преподобного Иова Почаевского Германской епархии Русской Зарубежной Церкви передали ключи от замка Зайфридсберг

Симбирской епархии возвращено историческое здание духовного училища

Представители Церкви приняли участие в совещании Министерства юстиции России по вопросу передачи Нижегородской епархии объектов религиозного назначения

При участии крупнейших музеев России в подмосковном Сергиевом Посаде открылась выставка, посвященная преподобному Сергию Радонежскому

В Москве открылись XII научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи»

В Москве состоялась конференция «Антиминсы и литургические ткани: история и образ»

Русский антиминс: рукописный и печатный [Статья]

Другие новости

В Издательском Совете прошел круглый стол «100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России»

В Москве прошла презентация сборников духовных песнопений на китайском языке

В Москве состоялись премьера фильма «Восхождение в Иерусалим» и открытие выставки о золотом веке русского паломничества на Святую Землю

Патриарший наместник Московской митрополии возглавил мероприятия актового дня Свято-Тихоновского университета

В Белграде состоялись торжества по случаю 100-летия Свято-Троицкого храма — Подворья Русской Православной Церкви

В Ташкенте открылась выставка-форум «Радость Слова»

В Минской духовной академии представлена уникальная почтовая экспозиция «Беларусь православная»

Председатель Финансово-хозяйственного управления принял участие в открытии выставки «Архитектура духа» — финала ежегодного фестиваля «Открытый город» в Москве

В Ярославле представили проект «Спаси и сохрани», направленный на сохранение разрушающихся храмов