Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

ВРНС: площадка для поиска новых решений

ВРНС: площадка для поиска новых решений
Версия для печати
20 ноября 2015 г. 17:09

Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 16 ноября 2015 года.

Возлюбленные братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте!

9-10 ноября в Москве прошел девятнадцатый уже по счету Всемирный русский народный собор. На этом соборе, который был приурочен к памяти святого равноапостольного князя Владимира, было сказано очень многое о том, как его наследие может осуществиться в нашей современной жизни — в жизни народов, которые ведут свою историю от Херсонесской и Киевской купелей, народов, которые появились как сильные, мощные народы только благодаря тому, что они были рождены во Христе и стали самостоятельной, особой цивилизацией, которую по-разному называют — Русским миром, восточно-славянской, православной цивилизацией. По сути — это цивилизация Святой Руси, которая неотделима от Христова пути, от Православия как основы не только для частной жизни людей, к этой вере принадлежащих, но и для исторических действий, которые укоренены в истории этой цивилизации и которые единственно способны обеспечить ей благополучное будущее, самостоятельную и уникальную роль в мире.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на соборе, сказал о цивилизации так: «Цивилизация рождается тогда, когда ей есть что сказать всему человечеству, ее наследие приобретает всемирное значение».

Конечно, цивилизация Руси остается именно таковой. Ей есть что сказать миру, у нее есть способность, возможность, желание и воля, чтобы изменять жизнь по закону Христову. Так мыслили наши предки, так на самом деле мыслит большинство сегодняшних людей, относящихся к цивилизации Святой Руси. Много было сказано о духовных основах этой цивилизации. Но сегодня очень важно сказать, в каких конкретно общественно значимых решениях, в каких законах эта цивилизация должна быть выражена, чтобы не идти в фарватере иной цивилизации, но предлагать свою модель жизни всему миру и самой себе.

Святейший Патриарх сказал, что солидарное общество — это «русский социальный идеал, также непосредственно связанный с христианским выбором князя Владимира. <…> Это такое общество, в котором отношения взаимопомощи и сотрудничества стоят выше взаимной ревности и конкуренции. Это общество, в котором нет «лишних» людей, нет обреченных и проклятых. Таков идеал, основанный на самой сути евангельского учения. И вместе с тем это национальный идеал, в котором проявилось русское понимание христианства. Посути это идеал нравственного общества и государства, предполагающий бережное отношение к подлинным ценностям и историческому опыту народа».

Сегодня часто говорят, что государство должно быть только менеджером, что это некая организационная рамка. В нашей истории понимание государства другое. Государство — это коллективный, а иногда персонифицированный глава семьи, несущий нравственную ответственность за воспитание своих «детей» и за пребывание в любви всех, кто составляет его «семью» и равен ему по возрасту и положению. Государство должно нести на себе нравственную функцию, оно неотделимо от духовного измерения жизни, от высших смыслов, от веры — не обязательно только православной, но в любом случае от веры, которая превосходит по своим масштабам, целям ценность жизни одного поколения, а тем более одного человека и даже, скажем больше, одного народа и одного государства.

«Чтобы проводить нравственную политику, — сказал Святейший Патриарх, — государство должно иметь неравнодушный ценностно обоснованный взгляд на образование, культуру, информацию, сферу идей, руководствоваться нравственным приоритетом и волей своего народа перед другими, особенно внешними источниками права. Власть в таком государстве должна прислушиваться к народу и помнить об ответе перед Богом».

Вот каково должно быть высшее, нравственное измерение существования государства. Государство и право — это не только договор между нравственно безразличными участниками общественного процесса, это не только менеджмент, не только попытка обустроить получше земную жизнь. Это соответствие того, что ты делаешь, и тех установлений, которые ты принимаешь, высшей Божией Правде.

Об этом много раз говорил Святейший Патриарх, об этом неоднократно упоминалось в соборных документах нашей Церкви. И сегодня очень важно, чтобы православная общественность, экспертное сообщество, неравнодушные граждане, чувствующие себя православными христианами, вместе со Всемирным русским народным собором могли формулировать для самого широкого обсуждениязаконопроекты, стратегические документы, предложения органам власти и обществу, в которых было бы сказано, как обустроить нравственное общество, как изменить тот вектор, который до сих пор сохраняется в нашей экономике, в нашем образовании, в нашей информационной политике со времен 90-х годов, когда решили заложить крутой вираж, изменив общественный строй, идеологию и нравственное самоощущение народа, то есть его интуицию относительно того, что хорошо, а что плохо, что справедливо, а что категорически неправильно.

Сферы, где нужно по-новому определять приоритеты нашего общества и нашей власти, — это образование, демография, позиционирование России в мире (в том числе внепростых, связанных с применением силы процессов), сферы этики в политике, информации, культуре. Чем больше конкретных инициатив будет предлагаться православными мирянами по формулированию государственного подхода ко всем этим вопросам, тем скорее мы сможем изменить наше общество.

Святейший Патриарх, выступая на соборе, сказал, что нравственное государство «не превращает культуру и знание в товар, тем более доступный по цене не всем и не всегда,ибо это ведет к общественной сегрегации и информационному неравенству. Нравственное государство предполагает и справедливое устроение экономики. Идея солидарности, о которой неоднократно говорилось с трибуны Всемирного русского народного собора, требует сегодня воплощения в жизнь, а не только теоретического обсуждения. Необходимо преодолеть разрыв между деньгами и трудом, реальными ценностями и спекулятивной "экономикой" — разрыв, угрожающий экономической стабильности не только России, но и всего мира».

На соборе выступали представители партий — той, которая сегодня имеет большинство в Государственной Думе, и оппозиционных. И многие в унисон говорили о том, что необходимо изменить отношение к месту правды и справедливости в нынешней действительности. Были подвергнуты очень серьезной критике такие явления как вывод капитала, попытка отказаться от единого образовательного пространства, а тем более от его ценностного измерения, мировоззренческая неопределенность, забвение тех традиций, которые породили современную Россию, а в их числе — традиция сильной центральной власти и одновременно традиция справедливости. Именно эти традиции в монархический период и в советский период привели к тому, что Россия стала очень сильным и единым государством.

Еще больше критических выступлений было на секциях. Такова традиция Всемирного русского народного собора. Конечно, не раз происходило так, что в тех или иных властных кабинетах эта критика не нравилась. Однако отличительная особенность собора в том, что он предоставляет площадку для самых разных людей. Именно поэтому в соборе участвует Церковь. На нем могут выступать носители разных политических взглядов, но при этом собор не является оппозиционной площадкой или площадкой, которая во всем отстаивает позицию власти. Это не структура власти и не структура оппозиции, рвущейся к власти. ВРНС, как и различные православные общественные форумы, в том числе включающие людей разных вероисповеданий, сегодня все больше становятся тем местом, где формируется повестка дня и принимаются решения.

Уходят времена, и, поверьте мне, уйдут очень скоро, когда ключевые решения принимаются на коленке, по каким-то звонкам, в тихих разговорах. Скоро ни одного решения не удастся принять без детального, серьезного и ответственного обсуждения — обсуждения без всяких условий и предвзятых результатов, без попыток подменить честную дискуссию интригами или окриками.

ВРНС предлагает для общественной дискуссии именно такое пространство. В ходе открытой дискуссии страной наверняка будут найдены оптимальные пути устроения будущего. Общим для людей, которые в этой дискуссии участвуют, конечно, являются основные ценности, о которых сказал Святейший Патриарх на предыдущем соборе. Это вера, справедливость, солидарность, достоинство и державность. Это христианские ценности, которые в то же время могут быть приняты людьми других вер и неверующими.

Святейший Патриарх, заключая свой доклад, сказал следующие слова: «Нам необходимо сегодня прочувствовать и осмыслить единый исторический путь, который начался с Крещения Руси, по которому шла наша Родина к победам сквозь все испытания и который открывает нам перспективу будущего. Эта перспектива — хранение и строительство нашей самобытной цивилизации, опирающейся на универсальный христианский фундамент, учитывающей национальные начала русского народа и гармонично сочетающей их с национальными началами и религиозными традициями близких нам народов — наших соседей и братьев. Таков важнейший для нас урок наследия святого князя Владимира — наследия, которого мы должны быть достойны и которое обязаны сохранить и передать грядущим поколениям. И да поможет нам в этом Бог».

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества/Патриархия.ru

Материалы по теме

Представители Церкви приняли участие в общественных слушаниях по проекту Основ государственной политики по сохранению традиционных ценностей

В Святой Земле поддержали акцию журнала «Фома» #молимсязаврачей

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ вручил Патриаршую награду публицисту Сергею Худиеву

В Общественной палате РФ прошел круглый стол на тему «Светское государство и духовно-нравственное развитие»

Предстоятель Русской Церкви представил Епархиальному собранию города Москвы обзор своей деятельности в 2024 году

Читайте Патриарха. Как Церкви удалось предсказать главные события современности [Статья]

На Всемирном русском народном соборе прошла секция о благотворительности

На международной секции ВРНС названа одна из главных угроз цивилизационной целостности России

Другие статьи

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 1-17 декабря

Джанкойская епархия доставила в Скадовскую епархию 3,5 тонны гуманитарной помощи для пострадавших мирных жителей. Информационная сводка о помощи беженцам (за 28 ноября — 8 декабря 2024 года)

О Синодальной богослужебной комиссии

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 14-30 ноября

Православная служба помощи «Милосердие-на-Дону» организовала доставку 16 000 литров питьевой воды в Горловку. Информационная сводка о помощи беженцам (за 20-27 ноября 2024 года)

Гуманитарный отдел Симферопольского районного благочиния передал гуманитарную помощь в зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (за 12-19 ноября 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 30 октября — 13 ноября

В Северодонецкой епархии раздали помощь нуждающимся. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-11 ноября 2024 года)

Специальный гуманитарный центр Крымской митрополии доставил около четырех тонн помощи в Херсонскую область. Информационная сводка о помощи беженцам (за 29 октября — 5 ноября 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 23-29 октября