Исходя из Священного Писания и Предания Церкви, нельзя утверждать, что права человека являются Божественным установлением, отметил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, представляя участникам Архиерейского Собора проект документа «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека».
«Будучи изобретены людьми, так же, как и другие земные институты, — государство, право, различные объединения людей и так далее — права человека не должны вступать в конфликт с Откровением Божиим, — подчеркнул митрополит Кирилл.
Он напомнил, что права человека имеют различные мировоззренческие источники: с одной стороны, они родились в культуре, которая в течение веков просвещалась христианством, с другой — они отразили и впитали в себя идеи, появившиеся в среде, отошедшей от евангельских истин в эпоху Возрождения и в Новое время. «Однако, несмотря на заметное ослабление религиозности, в общественной морали западных стран до сравнительно недавнего времени сохранялась приверженность христианской системе ценностей. Сегодня положение совершенно иное. Нравственное согласие утрачено не только в обществе, но и во многих христианских общинах», — засвидетельствовал председатель ОВЦС.
Он сообщил, что в ходе работы над документом участники рабочей группы стремились определить, что же в концепции прав человека было заимствовано из христианства и является его наследием, а что таковым не является.
Именно достоинство и свобода — понятия, на которые сегодня опирается институт прав человека — тесно связаны с христианским посланием, подчеркнул владыка Кирилл, заявив: «Однако, будучи заимствованными у христиан, они были обмирщены и лишены своего религиозного и духовного содержания. Во многом благодаря этому существующая сегодня светская концепция прав человека стала работать против сохранения нравственных ценностей, как они представлены в евангельской традиции. Возникающая во многих странах и обществах ситуация чревата, как кажется, весьма опасными последствиями, ибо противоречащие Евангелию подходы к морали закрепляются в законодательстве, а значит могут быть навязаны верующим силой закона».
Таким образом, по мнению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, «тема прав человека приобретает сегодня ярко выраженное сотериологическое измерение, а потому должна быть богословски и всецерковно осмыслена, дабы на этом осмыслении строить нашу проповедь и пастырскую работу».
Пресс-служба Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 г.