2 декабря 2015 года, за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя г. Москвы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Парамона (Голубки) во епископа Бронницкого. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Парамона на служение и вручил ему архиерейский жезл.
Преосвященный епископ Парамон!
Бога Отца премудрым Промыслом и изволением, Единородного Сына священноводительством и милостью, Духа Святаго благодатью и наитием ныне свершилось с тобой великое и славное событие, видимое в своих внешних проявлениях, невидимое же в своей сути и таинстве. Возложением на главу твою рук архиереев, по соборным молитвам Церкви ты сподобился принять благодатный дар Небесного Утешителя, соделавшего тебя наследником неложного обетования Спасителя, данного Им Своим ученикам: ты облекся силою свыше (Лк. 2:49), дабы проповедовать Евангелие всей твари (Мк. 16:15) и благовествовать миру неисследимое богатство Христово (Еф. 3:8).
Ущедренный сим великим даром Божиим и вдохновленный произнесенным тобой исповеданием веры и данной архиерейской присягой, ты вступаешь на особую стезю своего служения Святой Церкви. С сего дня открывается новая страница в твоей жизни и твоих трудах, с сего дня начинается твой жертвенный подвиг архипастырского крестоношения.
Святой апостол Павел, призвав на своих ближайших учеников Тимофея и Тита благодать Всесвятого и Животворящего Духа, вместе с тем посчитал необходимым преподать им от глубины собственного духовного опыта соответствующие наставления о епископском делании. Эту добрую традицию усвоила Церковь, неизменно соединяющая молитву и тайнодействие с душеполезным поучением, когда призывается к служению новый преемник апостолов, епископ Церкви Христовой. Потому, движимый заботой о достойном совершении тобою нового служения, обращаю и я к тебе по церковной традиции слово назидания. Выслушай же его ныне с сердечным вниманием.
«Кто епископства желает, доброго дела желает» (1 Тим. 3:1), — свидетельствует апостол Павел. Свидетельствует и сразу же добавляет: «Подобает убо епископу быти непорочну» (1 Тим. 3:2), — раскрывая вслед за этими словами суть непорочности и самоиспытания, которому должен подвергнуть себя человек, взыскующий епископского звания (см. 1 Тим. 3:2-7).
Святитель Григорий Двоеслов грозно обличает тех, кто, добиваясь начальственной власти в Церкви ради достижения почестей и славы, дерзает оправдывать прихоти своего ветхого человека словами апостола о похвальности желания архиерейства. «Епископское служение есть служение священное, — предостерегает святитель Григорий, — но этой святости его не только не любит, но и вовсе не понимает тот, кто, мечтая только о высоте сана, <…> дышит одним честолюбием и в восторге от преизбытка всяких прибытков наперёд помышляет не о тяжести предлежащих трудов, а <…> об изобилии благ земных» (Правило пастырское. Глава 8). Удивительные, пронзительные слова святителя Григория Двоеслова! И хотя сегодня епископское служение в нашей стране не связано с особыми земными благами, тем не менее иногда одна мысль о том, что жизнь будет иной, чем была до того, замутняет сознание человека и искажает его восприятие архиерейского служения.
Но бывает и так, замечает сей же великий Учитель Церкви, что ищущие власти успокаивают себя мыслью о том, что предполагают совершить на начальственном месте важные и полезные для Церкви дела, прикрывая благовидными предлогами ожидание мирской славы, всеобщего внимания и признания. Такой человек, достигнув власти, нередко начинает злоупотреблять ею в угоду суетным желаниям, забывая о прежних благочестивых намерениях. Избегай искушений, подвергающих душу большим опасностям.
Среди многих и разнообразных начальственных забот человек может утратить добродетели, которыми он, казалось бы, обладал прежде в спокойных условиях размеренной жизни. Но ведь и на море в штиль с кораблем может управиться любой, даже не слишком сведущий моряк. Когда же поднимается сильная буря, когда волны со всех сторон захлестывают корабль, растеряться способен и самый опытный и умудренный жизнью кормчий. Начальственная власть подобна управлению судном во время такой бури. И как же важно среди всех треволнений и бушующих в мире сем страстей сохранить равновесие и верное направление! Немеркнущей путеводной звездой, ярким спасительным маяком да будет для тебя во всех обстоятельствах жизни Слово Божие, Которое есть Свет истинный, просвещающий всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1:9).
Столь велико к епископу требование, что невольно изумишься вместе с апостолом: «И кто способен к сему?» (2 Кор. 2:16). Действительно, хоть мы и растем под грузом возложенной на нас ответственности, но все же чем более от нас требуется, тем меньше находим в себе сил и способностей совершить все необходимое. Но ты не отчаивайся и не падай духом. Вспомни слова Спасителя: «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27), — и возложи свое упование на силу и помощь Свыше. Господь не оставит того, кто со смирением и осознанием собственной немощи обращается к Нему в молитве за поддержкой. Пусть это молитвенное воздыхание присутствует в каждой твоей молитве и в келье, и в храме.
Пред сонмом свидетелей ныне ты исповедал свою веру и преклонил колена пред Престолом незримо присутствующего здесь Великого Архиерея Господа нашего Иисуса. Вспоминай почаще с трепетом сей ответственный и исполненный волнением момент и не теряй понимания того, что, только являя образ верного и коленопреклоненного раба Христова, сможешь восходить в Церкви от силы к силе.
Данное тебе Господом служение отчасти соединено и с моим служением, ибо ты поставлен викарием в Первопрестольный град, где будешь помогать Патриарху в управлении и должной организации приходской жизни. Здесь ты некоторое время подвизался, исполняя важное послушание наместника Донской обители, и успел зарекомендовать себя способным администратором, рачительным хозяйственником и заботливым отцом для вверенной твоим попечениям братии. Ожидаю и теперь твоего сыновнего послушания, усердия и действенной помощи на новом для тебя месте служения.
Хиротония твоя свершилась в день памяти святителя Филарета Московского, в храме, где хранятся честные мощи этого дивного угодника Божия. Усматриваю в этом особый Промысл Божий о тебе, и потому в заключение обращаю к тебе яркие и пронзительные слова, сказанные некогда святителем Филаретом одному из новопоставленных им епископов:
«Итак, боголюбезный брат и сопричастник тайнодейственной благодати, <…> не неради о пребывающем в тебе ныне даровании (1 Тим. 4:14).
Видишь ли себя знающим Божественные догматы — не помышляй, что знаешь довольно, и не переставай внимать учению для самого себя: не неради.
Встретишь ли в пастве невежествующих и заблуждающих — не обеспечивай себя мыслью, что без тебя они сделались таковыми: не неради.
Усмотришь ли христиан не христиански живущих — не раздражайся, но и не смотри равнодушно: не неради.
Особенно же не неради употреблять дарование разума духовного на беспристрастное испытание и осмотрительное руководствование тех, кому будешь давать участие во благодати священства» (Речь к Преосвященному епископу Тамбовскому Евгению по рукоположении его, 9 июня 1829 года).
Наставляемый и укрепляемый такими словами, прими из рук моих жезл сей и, помышляя не только о важности и высоте епископской власти, но и об изнурительности и трудности предлежащего тебе подвига, благослови народ Божий, молитвенно участвовавший ныне в твоей личной Пятидесятнице.
Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси