2 декабря 2015 года, в день памяти святителя Филарета Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с праздником — с днем памяти святителя Филарета, митрополита Московского. В слове, которое вы сегодня слышали, было хорошо сказано о жизни святителя Филарета, о его значении для Церкви, для нашего российского общества, для народа. Он был человеком действительно выдающимся, в первую очередь по своим интеллектуальным способностям. Он был энциклопедически образованным, может быть, самым образованным человеком в России того времени. И неслучайно, когда было нужно составить знаменитую декларацию об освобождении крестьян от крепостного права, именно к нему обратился государь с просьбой написать этот текст. Он был знатоком древних и новых языков, прекрасным богословом, человеком, замечательно знавшим Священное Писание в подлиннике, то есть на древнееврейском и древнегреческом языках, а также творения святых отцов в греческих и латинских подлинниках. Он глубоко проникал в смысл святоотеческого предания и в смысл того великого откровения, которое Бог дал нам через Свое Слово; и, может быть, ему было открыто нечто большее, чем его современникам, в том числе собратьям в Церкви. А потому, видя глубже, дальше, пронзительнее, он понимал необходимость постепенно, но реально менять церковную жизнь — в частности, сложнейшую сферу церковно-государственных отношений. Святитель Филарет как никто другой понимал, что Церковь несвободна, что она не просто находится под контролем светской власти, но руководима светской властью, что не могло не наложить тяжелый отпечаток на всю пастырскую деятельность.
В то время святитель Филарет, делая даже самые небольшие деликатные шаги, и то вызывал к себе подозрение. Чего только о нем не говорили, и этот шлейф тянулся до самой второй половины XX века. Даже тогда, когда в Церкви возникло законное желание причислить его к лику святых, специальной комиссии потребовалось опровергать в процессе канонизации все те слухи и домыслы, которые окружали великого святителя еще при жизни.
Наверное, святителю было бы проще не касаться тех сложных тем, к которым он имел отношение. Он был инициатором перевода Священного Писания на русский язык — не для употребления в храме, а для чтения дома, но многим в то время казалось, что даже дома Слово Божие нельзя читать по-русски. И только в последующие времена мы поняли, что было бы с Церковью, страной и народом, если бы тогда, в первой половине XIX века, в России не появился русский перевод Священного Писания. И святитель не просто инициировал эту огромную работу — он и сам переводил, лично участвуя в переводческой деятельности.
Так и взгляды святителя на многие обстоятельства тогдашней жизни отличались от взглядов большинства его собратьев, да и в целом от той тональности, которая доминировала в обществе. Он не был революционером, он не был радикальным новатором, он не предпринимал никаких реформ, которые могли бы осложнить жизнь Церкви и государства. Но он дышал воздухом вечности. Для него Слово Божие всегда было актуально, оно никогда не было музейным экспонатом — именно этим святитель Филарет отличался от многих своих современников.
И как же он нужен нам сегодня! Он, живший так давно, является нашим современником по образу мыслей, по взглядам на происходящее в мире, в том числе в нашей стране, по подходу к решению многих богословских вопросов, которые стояли и стоят перед Церковью. Он действительно наш современник, потому что намного опередил свое время и, как опережающий свое время, был непонятен для многих.
Но зато сегодня он не просто понятен для нас. Мы с благоговением прикладываемся к раке с его святыми мощами, ибо, прославленный Церковью как угодник Божий, он, несомненно, пребывает с нами не только своими мыслями, не только своими творениями, но и своей молитвой пред Богом.
Будем просить святителя Филарета, чтобы он всегда был нашим предстателем, чтобы он вразумлял нас, современный епископат Церкви Русской, помогая избегать ошибок, разного рода увлечений или, напротив, инертности и неспособности откликаться на реальные духовные нужды эпохи. И верим, что его молитвами Господь даст и нам частицу того великого дара, которым Он наградил святителя Филарета, митрополита Московского, память которого мы сегодня торжественно прославляем. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси