Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Более 50 коренных жителей острова Колгуев в Баренцевом море приняли Православие

Более 50 коренных жителей острова Колгуев в Баренцевом море приняли Православие
Версия для печати
30 июня 2008 г. 11:38

Духовенство из Ненецкого автономного округа совершило в конце июня миссионерскую поездку на остров Колгуев, расположенный в акватории Баренцева моря (Северный Ледовитый океан). Об этом корреспонденту интернет-газеты «Православие на Северной земле» сообщил настоятель Свято-Богоявленского храма города Нарьян-Мара иерей Антоний Антипов.

По словам священника, в ходе поездки по острову штатный клирик Свято-Богоявленского храма иеромонах Нектарий (Ревус) освятил в ненецкой деревне Бугрино поклонный крест, после чего более пятидесяти коренных жителей острова приняли Таинство Крещения и приобщились Святых Христовых Таин.

Как рассказал «Православию на Северной земле» сам отец Нектарий, его приятно удивило и порадовало, что, несмотря на суровую погоду, холодный северный ветер и дождь, на освящение креста пришли большинство жителей деревни. Пятидесяти крестиков,  взятых, по словам о. Нектария,  в миссионерскую поездку, не хватило для всех крещаемых ненцев, и несколько новоначальных верующих остались до времени без нательного креста.

«До 1917 года на острове Колгуев был действующий православный храм. В годы лихолетья церковь закрыли, и спустя какое-то время в здании храма открыли магазин. Господь не попустил дальнейшего осквернения святыни, и магазин сгорел. Пять лет назад силами русских нефтяников на острове была построена часовня. В августе 2003 года епископ Архангельский и Холмогорский Тихон освятил храм в честь Святителя Николая Чудотворца, самого почитаемого и любимого северными народами святого. С этого времени и началось возрождение Православия среди ненцев Колгуева», — рассказал собеседник газеты.

Ненецкие священники выражают искреннюю благодарность за помощь в организации миссионерской поездки главе администрации Колгуевского сельсовета Александру Лохову.

Краткий очерк истории Православия в Ненецком крае

История приобщения ненцев заполярной тундры к православному христианству начинается  в XV веке. Австрийский посол в Московии Сигизмунд Герберштейн писал о том, что в 1518 году приняли Крещение обитатели устьев Печоры. А в 1643 году немецкий ученый и писатель Адам Олеарий встретился в Посольском приказе в Москве с двумя самоедами (так до 1917 года русские именовали ненцев и представителей родственных им народов самодийской группы), которые сообщили ему о стремлении части ненцев принять «русскую веру», то есть Православие. Олеарий отмечал, что в соответствии с пожеланиями самоедов в тундру отправился епископ Владимирский с несколькими священниками, чтобы обучить ненцев вере и крестить их. Историки, однако, отмечают, что вплоть до начала ХIХ века миссионерская деятельность среди ненцев велась очень слабо.

В августе 1824 года по инициативе епископа Архангельского Неофита и при поддержке Александра I была образована особая миссия для духовного просвещения самоедов и обращения их в христианство. Ее возглавил настоятель Антониево-Сийского монастыря архимандрит Вениамин. За последующие пять лет силами миссионеров было обращено в Православие боле 3,3 тысяч самоедов. Этому способствовало то, что архимандрит Вениамин овладел ненецким языком. Более того, он составил «Грамматику самоедского языка» и «Лексикон самоедского языка», перевел на ненецкий язык фрагменты Православного Катехизиса и Нового Завета. За свои усердные миссионерские труды отец Вениамин был награжден орденом Святого Владимира III степени.

Определенные успехи миссионеров позволили Священному Синоду обратиться в 1829 году к Государю с предложением о строительстве в тундрах Мезенского уезда трех православных храмов и домов священнослужителей. Предложение было поддержано, создана специальная строительная комиссия.

В 1831 году в селе Несь был построен первый православный храм в ненецких землях. Церковь во имя Благовещения освятил епископ Архангельский и Холмогорский Георгий. Интересно, что, по данным историка и краеведа Николая Матафанова, несская церковь держала для разъездов по тундре стадо оленей в 100 голов. В 30-ые годы ХIХ века храмы появляются также в Большеземельской и Тиманской тундрах.

В конце ХIХ — начале ХХ веков Архангельская и Холмогорская епархия предпринимала разнообразные попытки открытия для ненецких детей православных школ и приобщению их к вере. Следует, впрочем, признать, что далеко не все эти попытки были удачными. После 1917 года положение православных храмов в ненецких тундрах, как и по всей России, становится очень сложным. Уже к началу 30-х годов в Заполярье не осталось ни одной действующей церкви. О судьбах священников, служивших там, почти ничего не известно.

Возрождение православной жизни в Ненецком автономном округе приходится на начало 90-х годов прошлого века. Тогда в Нарьян-Мар был направлен настоятель Ильинского кафедрального собора в Архангельске протоиерей Владимир Кузив. Отец Владимир помог сформировать и зарегистрировать в столице округа  православную общину. Позже там начинается строительство храма, первая служба в котором состоялась 3 июня 2000 года.

«Православие на Северной земле»/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие новости

Издательский Совет доставил в Горловскую епархию Священное Писание для благотворительного распространения

В Тольятти состоялся премьерный показ документального фильма о священномученике Петре Крестове

Святейший Патриарх Кирилл посетил центральный офис добровольческого движения «Москва своих не бросает»

В Иране отметили престольный праздник Николаевского собора Тегерана

В Москве пройдет круглый стол, посвященный благотворительности в праздники

Священники Мурманской епархии посетили пострадавших при столкновении поездов

Представители Издательского Совета посетили воинские подразделения в зоне СВО

В Донецке больница святителя Алексия откроет учебный центр по сестринскому уходу

Продлен срок приема работ для участия в детско-юношеском литературном конкурсе «Лето Господне»

Святейший Патриарх Кирилл: В жизни и служении священника не может быть двойной морали