2-3 июля 2008 года в Саппоро (Япония) прошел Всемирный саммит религиозных лидеров за мир, приуроченный к саммиту «Большой восьмерки» в Хоккайдо.
Организатором саммита, продолжающего традицию, начало которой было положено Всемирным саммитом религиозных лидеров в Москве в июле 2006 года, выступила Всемирная конференция религий за мир и ее японское подразделение.
В мероприятии приняли участие более двухсот человек из 20 стран мира. Среди них — представители христианства, иудаизма, ислама, буддизма, синтоизма и ряда других религиозных общин.
Лично на саммит прибыли Председатель ассоциации синтоистских храмов Японии Масами Ятабе, глава традиционной буддистской деноминации «Йодо Шиншу Хонганьи-ха» Кошин Отани, глава Евангелической Церкви в Германии епископ Вольфганг Хубер, председатель Канадской епископской конференции архиепископ Виннипега Джеймс Вайсгербер, верховный судья шариатских судов Палестины шейх Тайсир Раджаб аль-Тамими, генеральный секретарь Национального совета церквей Христа в США Майкл Киннамон, верховный муфтий Боснии Мустафа Церич, верховный муфтий Уганды шейх Шабан Мубаджи и другие.
В мероприятии также приняли участие заместитель председателя Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин и сотрудник ОВЦС В.В.Кипшидзе.
Выступая на пленарном заседании саммита, протоиерей Всеволод Чаплин рассказал об опыте межрелигиозного сотрудничества в России, который, в частности, повлиял на итоги работы Всемирного саммита религиозных лидеров в Москве в 2006 году. Отец Всеволод также призвал к расширению диалога последователей разных религий между собой и с неверующими людьми по вопросам, касающимся роли религии в жизни общества, а также философских оснований общественного устройства. Одной из лучших площадок для такого диалога, по мнению выступавшего, может стать ООН. В связи с этим отец Всеволод подчеркнул важность инициативы создания межрелигиозного совета при Организации Объединенных Наций.
Участники саммита приняли итоговое заявление, которое было передано правительству Японии.
В документе подчеркивается общая для участников саммита приверженность делу мира и принципу неприкосновенности достоинства человека, что является базой для сотрудничества религий. Здесь же говорится о том, что межрелигиозный диалог должен привести как религии, так и государство и гражданское общество к моральному консенсусу — необходимой основе для построения справедливого мира.
Ключевым для построения мира признается принцип общего участия в обеспечении безопасности, который исходит из того, что безопасность одних не может быть обеспечена за счет других. К обеспечению безопасности, при уважении суверенитета государств, должны привлекаться все заинтересованные субъекты, включая религиозные общины.
В заявлении саммита уделяется большое внимание вопросам всеобщего ядерного разоружения и нераспространения ядерного оружия. Это должно сопровождаться уничтожением обычного оружия и недопущением любых военных инициатив, которые могли бы спровоцировать гонку обычных вооружений.
В документе религиозные лидеры осуждают терроризм, который представляет собой попытку сделать невинных людей заложниками политики.
Вопросы охраны окружающей среды и достижение целей развития тысячелетия ООН также находят отражение в итоговом документе саммита. В этом контексте особо говорится о проблеме бедности и росте разрыва между богатыми и бедными, что, по мнению участников Всемирного саммита религиозных лидеров, является морально недопустимым. Проблема преодоления бедности осложняется структурными несправедливостями мировой экономики.
В заключение в документе напоминается о высокой ответственности лидеров «Группы восьми»; участники саммита призвали их сотрудничать с религиозными общинами.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru