В своем докладе на Архиерейском Соборе 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что тема развития церковно-государственных отношений в различных странах канонической ответственности Русской Православной Церкви будет подробно рассмотрена на следующем Архиерейском Соборе.
В качестве примера реализации указаний Собора 2013 года о продолжении диалога и взаимодействии с государственными властями Предстоятель Русской Православной Церкви привел «очень непростую, но результативную работу», связанную с изменениями в законодательстве России в 2015 году.
Так, в апреле 2015 года внесены изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, выводящие религиозные организации из-под действия ряда статей, не соответствующих их внутренним установлениям.
Одновременно в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» внесены изменения, согласно которым вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций определяются уставом или внутренними установлениями религиозных организаций.
Также в апреле были приняты поправки в уголовно-исполнительное законодательство, направленные на правовое закрепление механизма взаимодействия органов Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) с ведущими религиозными общинами, на урегулирование статуса домовых храмов в учреждениях ФСИН, на обеспечение допуска священнослужителей к заключенным в целях совершения Таинств, а также на регламентацию передачи религиозным организациям объектов религиозного назначения, расположенных на территории учреждений ФСИН.
В июле в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» были внесены изменения, согласно которым обучение религии и религиозное воспитание не являются образовательной деятельностью и потому не подлежат лицензированию. С принятием данной поправки органы прокуратуры и иные государственные органы не будут требовать от воскресных школ получения лицензий на осуществление образовательной деятельности и проводить проверки.
В ноябре принят Федеральный закон от № 341-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и иные законодательные акты Российской Федерации», изменяющий порядок контроля органов юстиции за деятельностью религиозных организаций. Закон вывел религиозные организации из-под действия ряда норм Федерального закона «О некоммерческих организациях», регулирующих вопросы контроля за деятельностью некоммерческих организаций и сдачи ими отчетности. В свою очередь, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» дополнен нормами, согласно которым отчеты в органы юстиции будут сдавать только те религиозные организации, которые финансируются из зарубежных источников. Остальные религиозные организации будут направлять в органы юстиции заявление с указанием на отсутствие зарубежных источников финансирования. Кроме того, новый закон существенно ограничивает возможности органов юстиции по проверке финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций. Такая проверка будет проводиться в случае, если религиозная организация финансируется из зарубежных источников или если имеется информация о нарушении религиозной организацией законодательства Российской Федерации. Также новый закон ограничил перечень тех структур, у которых органы юстиции вправе получить информацию о финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций. Такая информация может быть получена исключительно у органов государственного контроля и надзора, в том числе у Росфинмониторинга, Федеральной налоговой службы, органов статистики. Банки и иные кредитные и финансовые организации исключены из данного перечня.
Информационная служба Архиерейского Собора