Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла за Литургией в храме святого апостола Павла в Сан-Паулу

Слово Святейшего Патриарха Кирилла за Литургией в храме святого апостола Павла в Сан-Паулу
Версия для печати
21 февраля 2016 г. 22:24

21 февраля 2016 года, в Неделю о мытаре и фарисее, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в соборе святого апостола Павла в Сан-Паулу (Бразилия). После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы только что прослушали Евангелие, где повествуется о двух людях, вошедших в храм помолиться, — о мытаре и фарисее. На языке литургического устава Православной Церкви сегодняшнее воскресенье так и называется — Неделя о мытаре и фарисее. С этого воскресенья мы вступаем в три подготовительные недели к Великому посту.

Пост — это особое время. Мы ограничиваем себя в пище, развлечениях, удовольствиях, мы сознательно и свободно понижаем уровень своего потребления. В этом состоянии нам легче понять людей, которые вообще не имеют высокого уровня потребления. Вот почему в пост всегда полагается делать добрые дела — помогать тем, кто беден, кто нуждается в нашей помощи. Пост — это период сознательного самоограничения, но не только. Именно во время Великого поста мы имеем возможность переосмыслить свою жизнь, задать себе нелицеприятные и трудные вопросы, правильно ли мы живем, правильны ли те идеалы, к которым мы устремляемся, правильно ли мы строим отношения с людьми. И если мы достигаем некоего нового самопонимания, размышляя во время Великого поста, то чаще всего мы освобождаемся от мифов.

Вообще, мы находимся в плену многих мифов, и самый страшный и опасный из них — это миф о самом себе. В плену этого мифа был и фарисей, который, обращаясь к Богу, говорил: «Благодарю Тебя, что я не такой плохой, как остальные люди или как вот этот мытарь». Этот миф является проявлением нашей завышенной самооценки. Кто-то может сказать: «Ну, я-то этим не страдаю». Но я задам только один вопрос: «А вы когда-нибудь осуждали другого человека?» Наверное, каждый ответит: «Да, осуждал». А ведь в осуждении и проявляется завышенная самооценка личности. Осуждая другого, мы превозносим себя. Пусть и не сознательно, но реально мы поставляем себя выше того человека, которого осуждаем.

Миф завышенной самооценки присущ не только индивидууму, — он может быть присущ и целому обществу. На примере личности мы знаем: чем человек сильнее, чем он богаче, чем больше у него власти, тем сильнее над ним тяготеет миф повышенной самооценки. Точно то же самое происходит в человеческом обществе: чем общество сильнее, богаче, чем больше оно опирается на силу разума, чем более рациональным оно становится, тем сильнее развивается опаснейший миф — миф о том, что можно быть счастливым, можно быть справедливым, можно быть богатым, опираясь только на свою собственную силу; а ведь достаток, справедливость, процветание — это идеал общественной жизни.

Почему я называю это состояние мифом, а не мечтой? Потому что мечта может осуществиться, а миф — никогда. Приведу вам один пример. Я приехал из страны, где в течение 70 лет пытались опираться на силу политической партии, на силу науки, на силу искусства, на спорт, на армию, на дипломатию, на все что угодно. Все власть находилась в одних руках, и была поставлена задача сконцентрировать все силы сверхдержавы, обладавшей колоссальными ресурсами, для того чтобы построить процветающее и справедливое общество. Но мы этого не сделали, и я знаю, почему, — потому что мы изгнали из нашей жизни Бога. Мы сказали: «Мы построим справедливое общество, ведь у нас есть замечательная философская концепция. Мы построим справедливое общество, потому что такова воля народа и правящей партии. Мы построим процветающее богатое общество, потому у нас ресурсы, наука, технологии. Мы построим, потому что мы сильные, мы никого не боимся». Но не построили, — именно потому, что в этом строительстве Бог не присутствовал.

Почему я говорю обо всем этом в Сан-Паулу, в Бразилии? Потому что это христианская страна, с сильной верой народа. Он хочет жить лучше, как и все, и это не миф — это мечта. Можно построить благополучное справедливое общество при одном условии: если вы как народ не откажетесь от Бога. Если вы в сердце сохраните Христа, если вы силу знания, образования, хорошей организации соедините с силой молитвой и силой верой, то вы достигните всех целей — вы победите бедность, вы разовьете науку и технологии, вы поднимете уровень жизни своего народа. Но если в какой-то момент вы скажете: «Мы это сделали, мы сильные, Бог нам больше не нужен», — вы потеряете то, к чему стремились. И я имею право сказать это в чужой стране, потому что сам вместе со своим народом пережил то, о чем сейчас говорю.

Пост — это время освобождения от мифов, да и вообще вся христианская жизнь — это освобождение человека от любых мифов, любого пленения, любой несвободы. Свобода во Христе — это, в том числе, освобождение от всяких мифов. И, обращаясь к вам, я смиренно прошу: храните веру в сердце, и Бог будет с вами, и вы достигните поставленных перед собой целей. Храни вас всех Господь. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: молдавская

Материалы по теме

Заместитель председателя ОВЦC совершил Литургию в престольный праздник Петропавловского храма — Подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах (Чехия)

В южнокорейском городе Кёнджу впервые совершена Божественная литургия

Сестры милосердия Белгорода доставили помощь беженцам из Харьковской области. Информационная сводка о помощи беженцам (за 29 июня — 1 июля 2024 года) [Статья]

Представитель Русской Церкви принял участие в Патриаршем богослужении в Успенском соборе Дамаска

7-12 июля состоялся Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Кирилла в Санкт-Петербургскую митрополию и на Валаам

Патриарший визит в Санкт-Петербургскую митрополию и на Валаам. Посещение Александро-Невской лавры и Большеохтинского кладбища Санкт-Петербурга

Святейший Патриарх Кирилл посетил Александро-Невскую лавру и Большеохтинское кладбище Санкт-Петербурга

Святейший Патриарх Кирилл посетил Александро-Невскую лавру и Большеохтинское кладбище Санкт-Петербурга

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских после Литургии в Валаамском монастыре

Патриаршая проповедь после Литургии в Тихвинском Богородичном Успенском мужском монастыре

Патриаршая проповедь после Литургии в Иоанновском ставропигиальном монастыре в Петербурге

Патриаршая проповедь в праздник Пятидесятницы после Литургии в Троице-Сергиевой лавре

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после всенощного бдения в Троице-Сергиевой лавре в канун праздника Святой Троицы

Патриаршая проповедь в праздник Вознесения Господня после Литургии в московском храме «Большое Вознесение»

Патриаршая проповедь после Литургии в кафедральном соборе Христа Спасителя в Калининграде

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла по окончании вечернего богослужения в Никольском храме г. Калининграда

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Покровском храме Рязани

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 4-ю по Пасхе после Литургии в главном храме Вооруженных сил России