24 февраля 2016 года в Москве прошла пресс-конференция по итогам визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в страны Латинской Америки. В течение своего визита 11-22 февраля Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Республику Куба, Республику Парагвай, Федеративную Республику Бразилия; Святейший Владыка также побывал на российской станции «Беллинсгаузен» в Антарктиде.
В пресс-конференции приняли участие председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архимандрит Филарет (Булеков), руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси иерей Александр Волков.
«Святейший Патриарх Кирилл и Папа Римский Франциск фактом своей встречи 12 февраля на Кубе дали ответственным политикам пример того, как можно при сохранении разногласий во взаимоотношениях подняться над ними, чтобы достичь важной цели, связанной с положением людей в мире», — подчеркнул в ходе встречи с журналистами В.Р. Легойда.
Патриарх Кирилл и Папа Франциск подписали в Гаване совместную декларацию, призвав, в частности, мировое сообщество объединить усилия в защите христиан на Ближнем Востоке, в Африке и других регионах, отметил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, выразив надежду, что этот призыв будет услышан.
В ходе общения с журналистами архимандрит Филарет (Булеков) напомнил, что общеправославно-католический диалог идет с 1979 года, набрал уже достаточно опыта и рассматривает самый широкий спектр проблем. Он подчеркнул, что состоявшаяся встреча Патриарха Московского и всея Руси с Папой Римским «отношения к общеправославному диалогу с Римско-Католической Церковью не имеет, потому что у них разные повестки дня».
«Отдельные Православные Церкви богословских диалогов не ведут, потому что каждая Поместная Православная Церковь понимает себя как часть Святой, Единой, Соборной и Апостольской Церкви. У нас не может быть разных вероучений, не может быть так, чтобы одна Церковь о чем-то с кем-то договорилась и внесла некие изменения в свое вероучение, — констатировал заместитель председателя ОВЦС. — Ни одна Поместная Православная Церковь в принципе не может обсуждать вопросы вероучения с кем-то напрямую в двустороннем диалоге — для этого существует общеправославный формат. Таким образом, и с Римско-Католической Церковью любые вопросы, касающиеся богословия, обсуждаются исключительно в формате всех Православных Церквей».
Руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков выразил мнение, что прошедшая встреча будет способствовать развитию в положительном ключе двусторонних отношений и диалога по вопросам, которые затронуты в Совместном обращении.
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ также констатировал, что декларация будет всегда оставаться актуальной, ее будут «читать и изучать». При этом в ходе пресс-конференции отмечалось, что не стоит искать прямой и непосредственной связи между документом и конкретными действиями тех или иных лиц.
Святейший Патриарх Кирилл в курсе обеспокоенности части верующих Русской Православной Церкви в связи с его встречей с Папой Римским Франциском, рассказал священник Александр Волков. «Обеспокоенность высказывают люди, которые, может быть, не вполне разобрались с тем, что происходило, а слышали какие-то вещи из новостей», — высказал он мнение.
Отвечая на вопросы представителей СМИ, архимандрит Филарет (Булеков) отметил, что на состоявшуюся в Гаване встречу последовали разные реакции, в том числе и негативные. «Это понятно, и ничего нового в этом нет. Чаще всего с подобными критическими мнениями выступают одни и те же люди, — сказал отец Филарет. — Я думаю, что на большинство таких вопросов ответы уже были даны. То, что подавляющее большинство верующих нашей Церкви восприняло и встречу, и ее результаты позитивно, во многом предопределит дальнейшее развитие событий. Те люди, которые действительно хотят правду, стремятся к истине, имеют такую возможность. Тем, кто этого слышать не хочет, наверное, никакие аргументы не помогут».
В свою очередь реакция Церкви заключается в том, чтобы вновь и вновь пояснять, что же действительно произошло на Кубе, и пытаться отвечать на все возникающие у верующих вопросы, отметил заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
«Я с полной ответственностью могу сказать (и это касается как «традиционных» средств массовой информации, так и социальных сетей и прочих «новых СМИ», как их иногда называют) — здесь в подавляющем большинстве положительная реакция, — засвидетельствовал В.Р. Легойда. — Действительно, были какие-то вопросы, были недоумения, на которые очень подробно и качественно давался ответ».
Реакция как отечественных, так и зарубежных СМИ на встречу Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска, на подписанную ими совместную декларацию в 90% случаев была положительной, констатировал также председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, сославшись на результаты проведенного мониторинга. По его словам, оставшаяся часть отзывов была из разряда нейтральных или критических, при этом критических отзывов выходило максимум полтора процента.
В последний день Патриаршего визита 21 февраля на богослужение в кафедральном соборе святого Павла в Сан-Паулу прибыло множество верующих, рассказал архимандрит Филарет (Булеков). «Тысячи людей собрались в огромном соборе, чтобы выразить благодарность Русской Церкви за то, что она делает для Сирии, Ирака и других стран Ближнего Востока, — отметил отец Филарет. — Приехали епископы Антиохийской Церкви, которые служат в Латинской Америке и не только. Они благодарили Святейшего Патриарха за позицию, которую заняла Русская Православная Церковь». По свидетельству отца Филарета, была высказана искренняя благодарность за гуманитарную помощь, которая оказывается Русской Церковью и теми православными организациями, которые собирают таковую в России и других странах пастырской ответственности Московского Патриархата. «Они благодарили за то, что в общеполитический дискурс было введено слово «христианофобия», — добавил заместитель председателя ОВЦС. — Все знают, что такое исламофобия, антисемитизм, но в общественном дискурсе не было такого слова, как христианофобия, до того, как его начали активно употреблять представители Русской Православной Церкви».
По словам отца Филарета, эта живая и искренняя реакция — один из видимых итогов действий, которые предпринимает Русская Православная Церковь для защиты христиан Ближнего Востока.
«В программе было еще два мероприятия, которые лично меня тронули за сердце, — поделился заместитель председателя ОВЦС. — Один из пунктов программы — посещение реабилитационного центра для детей с задержкой умственного развития. Встреча по времени шла больше, чем встречи с государственными лидерами. Патриарх прошелся по всем комнатам, поприветствовал всех детей — их там больше ста человек. И живое сердечное общение, которое там возникало, очень важно».
Священнослужитель также особо отметил встречу Его Святейшества с соотечественниками в Асунсьоне, где с Патриархом пообщались представители русскоязычной общины Парагвая. «На этой встрече Святейший Патриарх сказал, что для того, чтобы поддерживать русские традиции и культуру, мало сохранения традиций русской кухни или русских одежд, — рассказал архимандрит Филарет. — Он обратил внимание на необходимость сохранения русского языка, потому что подавляющее большинство русских парагвайцев говорили с Патриархом через переводчика. Святейший Патриарх Кирилл говорил, как важно, чтобы русскоязычная диаспора продолжала оставаться таковой не только на каком-то фольклорном уровне, но также и на уровне содержательном».
Как сообщалось ранее, участники встречи обратились к Предстоятелю Русской Церкви с просьбой направить на служение в Асунсьон священника. Святейший Патриарх Кирилл пообещал удовлетворить это прошение.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru