9 марта 2016 года в Москве состоялась XVI церемония вручения премий Международного общественного фонда единства православных народов. Среди лауреатов — Святейший Патриарх Болгарский Неофит.
Ваше Святейшество, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл! Уважаемый господин Президент Республики Сербия! Уважаемый господин Нарышкин! Ваше Величество! Уважаемый профессор Валерий Аркадьевич Алексеев, президент Международного общественного фонда единства православных народов! Досточтимые лауреаты премии Фонда, уважаемые гости и участники этого торжества единства!
От всего сердца благодарим Ваше Святейшество как председателя Попечительского совета Международного общественного Фонда единства православных народов, президента профессора Алексеева, Президиум, Попечительский совет и Комиссию Международного общественного фонда за то, что в 2015 году мы удостоены премии за укрепление единства православных народов и утверждение в обществе христианских ценностей.
Мы принимаем эту честь с осознанием того, что «посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а [все] Бог возращающий» (1 Кор. 3:7), и что один полагает основу, «а другой строит на [нем]; но каждый смотри, как строит» (1 Кор. 3:10).
В нынешнее неспокойное время, когда под угрозой христианские основы европейской цивилизации, когда подвергаются сомнению и дискутируются вековые представления о морали, мы, православные, — духовенство, политики и общественные деятели разных стран, все добросовестные люди — должны объединить свои усилия в защиту исконных христианских нравственных ценностей и норм поведения.
Мы становимся свидетелями того, как честь, честность и самоотверженность во имя других становятся, как будто, далеким прошлым и теряют свою ценность и актуальность. От этого теряем все мы — и как общество, и как отдельная человеческая личность, потому что Бог создал человека, чтобы он жил в обществе добродетельно, и таким образом, через жертвенную любовь возрастал в своем совершенстве.
Многие наши современники, к сожалению, выросли без веры в Бога, без познания глубокого смысла и высокого назначения человеческой жизни, которую Творец вложил при сотворении. Люди блуждают в потемках, они заняты суетой и заботами, собственным самоутверждением без готовности к самопожертвованию и воли терпеть неудобства, утеснения и лишения во имя ближнего, — как ветви, оторванные от Лозы жизни.
Наше Патриаршее служение от выборов и интронизации было отмечено массовыми национальными протестами и недовольством гражданской властью в стране, кризисом государственности и глубоким расколом в обществе. Последовали тяжелые испытания для нашего народа: природные катаклизмы и катастрофы, которые принесли много жертв и разрушений. Отчаяние и потеря ясных ориентиров, цели и смысла жизни довели до серии публичных самосожжений наших соотечественников. И, как бывает в таких случаях, люди, ищущие утешения, упования и надежды, обратились к Церкви, дабы услышать ее голос.
Страдания и испытания разного рода неизбежны в этом поврежденном грехом мире, но когда человек имеет ясное осознание того, что важно, что менее важно, что преходяще, а что непреходяще, в чем смысл и цель человеческой жизни; когда человек знает, что есть Бог — Бог всемогущий, но любящий и милостивый, Который держит все в Своих руках, он проходит через самые тяжелые испытания, не теряя веры, надежды и мира в своей душе. Уныние, отчаяние и малодушие, чувство безысходности, пустоты и бессмысленности жизни и существования бушуют там, где оскудевает вера.
В мирные дни созидания и в дни тяжелых испытаний, мы православное духовенство, не устаем призывать к любви к Богу и ближнему, потому что любовь — основа и закон бытия. Если наши убеждения, культурная, социальная, политическая и национальная принадлежность являются поводом к разделению, то любовь — та сила, которая действительно может сделать нас едиными, устремленными к единой цели и сильными. Стабильным и преуспевающим является то общество, которое сплочено общими высокими идеалами, ценностями и целями.
Церковь и ее неподвластное времени и непреходящее учение призваны быть совестью народа. Она является носителем богооткровенных истин о жизни и мире, она раскрывает нам нравственный идеал, воплощенный в Личности Богочеловека Христа, к Которому мы должны стремиться и Которому должны следовать. В этом смысле христианство не должно приспосабливаться к духу времени, но дух времени должен соизмерять себя с христианством и высотой евангельских истин.
Единство как в Церкви, так и в обществе должно сохраняться и продолжаться через «единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3), превозмогая в себе гордость и самолюбие, и усиливая любовь. Единство достижимо настолько, насколько мы способны на такую любовь, которая нам открывается в совершенной личности Богочеловека Иисуса Христа, насколько мы приобрели нрав Христов, насколько мы очистили свои души от всего, что не присуще Христу.
Православному духу чужды ненависть этнофилетизма и расизма. Ему свойственно защищать невинных и страждущих и отстаивать любовь к ближнему вопреки всему. Этими евангельскими принципами должны руководствоваться все мы.
Принимая эту награду как признание наших скромных трудов в этом духе и как подтверждение того, что в дни всеобщего отступления от веры, морали и любви нельзя забывать христианские идеалы, надо стремиться руководствоваться ими, потому что насколько данный человек или данный народ воплощает и осуществляет в своем бытии эти истины, зависит то, насколько достойным и устойчивым к превратностям времени он будет.
Человек так устроен, что он не может жить без веры. Но человек разумно и осторожно должен выбирать, во что верить, потому что от того, во что мы верим, зависит наше восприятие людей и мира вокруг нас и то, как сложится наша жизнь.
Православная вера действительно дает ответы на все социальные и экзистенциальные проблемы, с которыми сталкивается современный человек. При этом православная вера и жизнь в Церкви не только учат нас как жить, но и дают нам внутренние духовные силы и вдохновение жить достойно и полноценно. Но самая важная миссия Церкви Христовой в этом мире остается прежней: порождать жителей небесных. Потому что какая польза от Церкви богатой, сильной, влиятельной, популярной, даже милосердной, если люди не освящаются и не спасаются в ней, если она не делает своих пасомых не просто лучшими людьми, но жителями Царствия Божия?
Пусть все участники общественных процессов в меру своих знаний и сил, и особенно те из нас, на чьи плечи возложена большая власть и ответственность, помнят, что перед Лицом Божиим находятся все наши дела, мысли и намерения, что перед Его нелицеприятным судом мы дадим ответ за них, а «от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:48).
Пусть «Бог любви и мира» (2 Кор. 13:11) будет со всеми нами!
Патриархия.ru