Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Прощеное воскресенье после Литургии в храме священномученика Ермогена в Крылатском

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Прощеное воскресенье после Литургии в храме священномученика Ермогена в Крылатском
Версия для печати
13 марта 2016 г. 20:31

13 марта 2016 года, в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), воспоминание Адамова изгнания, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма священномученика Ермогена в Крылатском г. Москвы и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью.

Ваши Преосвященства, досточтимые владыки! Уважаемый настоятель отец Алексий! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с большим событием в жизни Москвы — с освящением здесь, в Крылатском, первого храма, посвященного святителю Гермогену. Его имя было незаслуженно забыто — конечно, не в Церкви, но в обществе нашем и даже в Москве. Но по милости Божией в течение последних лет, особенно в связи с юбилейными датами того страшного времени, которое мы называем Смутным, и той героической битвы, которая произошла в Москве именно потому что был несломлен врагом Патриарх Гермоген, мы несомненно оживили и в обществе, и в народе нашем память об этом святом угоднике. И осуществилась мечта очень многих, не одного поколения людей, чтобы в Москве, у Кремлевской стены, стоял памятник святителю Гермогену, который был вдохновителем и духовным организатором великого сопротивления не только иноземным захватчикам, но и той смуте, которая захватила умы и сердца русских людей в начале XVII века. И, по милости Божией, возведен и этот храм, — первый, посвященный святителю Гермогену; его строительство завершено, хоть и протекало с большими трудностями. Я хотел бы выразить благодарность всем, кто потрудился, созидая этот Божий храм, и несколько позже вручу им награды. А сегодня я хотел бы сказать несколько слов о значении этого последнего воскресенья перед Великим постом.

Мы в этот день вспоминаем изгнание первых людей из рая. Вообще все, что связано с первыми страницами Библии, овеяно некой тайной, и святые отцы учили, что не следует буквально воспринимать каждое слово, потому что смысл этих писаний превосходит то, что написано. В святоотеческой традиции существуют замечательные толкования на Книгу Бытия, читая которые, поражаешься глубине мысли и способности человеческого разума проникать в сокровенные тайны Божественного Откровения. Становится ясным, что изгнание из рая есть некое таинственное действие, которое действительно имело место. Но смысл не только в том, что люди, ослушавшиеся Бога, были изгнаны из Божественного сада, именуемого раем. Смысл события очень значителен и имеет отношение к нашей с вами жизни. Господь удалил людей от общения с Собой. Изгнание — это и есть видимый образ отторжения. А отторгается одно от другого тогда, когда нет взаимного притяжения. Мы знаем, как распадаются браки, как распадаются человеческие общности и коллективы, различного рода организации. Как только у людей исчезает доверие, как только они начинают говорить на разных языках, как только они начинают преследовать разные цели, они теряют способность сохранять единство и даже солидарность, которая нередко возникает из необходимости объединения людей во имя практических целей. Даже этого не получается — разномыслие разделяет.

Вот нечто подобное произошло и тогда, на заре человеческой истории. Но, конечно, это было не только разномыслие, ведь Бог включил людей в Свою жизнь, и они жили в некоем особом пространстве, где Господь силой Своей уравновешивал все противоречия, проистекающие от физического естества и человека, и окружающего мира. Люди жили в гармонии друг с другом и с окружающим миром, даже самые страшные животные на них не нападали. Некая благодать Божия была разлита в Его творении, и не было никаких противоречий, потому что силой благодати уравновешивались разнонаправленные устремления.

Было и еще нечто очень важное. Равновесие, которое обеспечивала Божественная благодать, могло существовать только в условиях принятия людьми правил и законов. А Бог дал людям только один закон: быть послушными Ему. Но они этот закон нарушили, и гармония разрушилась: возникла некая сила, которая разъединила и разорвала все эти гармоничные связи.

Для того чтобы нам, современным людям, стало понятнее, о чем речь, можно провести параллели с нашей современной жизнью. Если люди нарушают светские законы, становясь социально опасными, если противоречия с обществом достигают такого напряжения, что могут разрешиться страшным кровопролитным конфликтом, то общество отделяет от себя таких людей. Их содержат в тюрьмах и исправительных учреждениях, они не могут жить с другими людьми, потому что не принимают и не исполняют законов, обеспечивающих, в том числе, общежитие тех, у кого разные жизненные цели, разные устремления, разные взгляды на окружающий мир.

А ведь нечто подобное произошло и тогда. Люди нарушили Божественный закон и были изолированы от Бога. И, как и в случае с обычными преступниками, дело было не столько в принудительной изоляции людей, а в их свободном выборе — исполнять или не исполнять закон. Не грозный Бог изгнал несчастных, а сами они отделили себя от Бога, не желая жить в Его мире, потому что Его мир был основан на Его законе.

Но Господь не оставил Свое творение, и оставить не мог, потому что творение Божие есть нечто совершенно особое для Самого Бога, и человек как вершина этого творения тоже есть нечто особое для Бога. Невзирая на изгнание из Божиего мира, именуемого раем, Бог не пресекает Своих отношений с людьми. Мы знаем, как в Ветхом Завете Он говорит с пророками, как Он встречается с Авраамом, как Он вдохновляет Моисея, как Он дает людям 10 заповедей. Казалось бы, всё кончено: люди изгнаны, они в тюрьме, они изолированы от Божиего мира. Но Бог все время идет им навстречу.

Даже в отношении людей согрешивших, отвернувшихся от Него, более того, многократно отворачивавшихся, впадавших в идолопоклонство, вообще отрицавших само Божие существование, Господь проявлял Свою милость. Но эта милость была ограничена. Бог не мог дать людям Свою силу, Свою благодать, потому что не мог с падшим человечеством разделить Свою жизнь. Он как бы помогал со стороны, но грех опустил тяжелую завесу, воздвиг непреодолимую стену, отделявшую Бога, Источник благодати, от человека.

Библейский рассказ о грехопадении и его последствиях сопровождается одним очень важным обетованием, которое Бог дал людям. Он их наказывает и одновременно говорит, что Семя жены, то есть Некто родившийся от женщины, сотрет главу змия, уничтожит источник зла, освободит людей от непреложной и непререкаемой зависимости от зла. Именно поэтому древние иудеи так ждали этого момента, когда явится Мессия, потому что с Ним связывали освобождение человека.

И Мессия пришел — Господь Иисус Христос. Он приносит Себя в жертву, Он искупляет вину первых людей и всего человечества, Он разрушает стену между Богом и человеком, и вновь поток Божественной благодати входит в человеческую жизнь. Что же это означает на практике? Люди стали лучше? Они стали меньше грешить? Вовсе нет! Думаю, современный человек грешит даже больше, чем те, кто жил в древности. Но есть отличие нынешнего бытия от того, дохристианского. Силой благодати Божией мы способны освобождаться от власти греха, приносить покаяние, получать прощение, и вновь и вновь, до бесконечности, обретать дар Божественной благодати, которым только и спасаемся. И потому в нашей жизни есть и изгнание из рая, — всякий раз, когда согрешаем, когда отворачиваемся от Бога, — и возвращение в рай, когда мы преодолеваем свой грех и благодатью Божией соединяемся с Творцом и Промыслителем мира. Это движение человеческой жизни, взлеты и падения, есть драма нашего человеческого бытия. И в этой драме постоянно присутствует огромной силы духовное напряжение и возможность обретать Божий рай — и здесь, на земле, в наших сердцах, и в вечности.

Сегодня последнее воскресенье перед Великим постом — особым временем, когда мы должны концентрировать свои мысли, свои чувства, подвергать себя внутреннему самоанализу и, самое главное, исповедовать свои грехи и причащаться Святых Христовых Таин как можно чаще, потому что через исповедание греха и причащение мы получаем прощение, и перед нами снова открываются врата рая. Правда, бывает так, что мы не успеваем до этих врат дойти, как уже нагрешим, и они снова закрываются. Но не навсегда — это те врата, которые могут открыться перед нами в любой момент нашей жизни, причем так, чтобы уже никогда не закрываться в жизни вечной.

Таков смысл сегодняшнего дня. И да помогут нам эти замечательные библейские повествования и слова Евангельские, которые мы сегодня слышали, со всем вниманием отнестись к предстоящим дням Святой Четыредесятницы, помня, что каждый пост дает нам шанс стать другими и приблизиться к Богу, чтобы унаследовать Его Божественное Царство. Всех вас сердечно поздравляю с праздником!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: молдавская

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы

Патриаршая проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь после Литургии в Успенском кафедральном соборе Смоленска

Патриаршее слово в день памяти святителей Московских после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Слово Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 95-летия со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

Патриаршая проповедь после Литургии в Иоанновском ставропигиальном монастыре на Карповке

Патриаршая проповедь в день памяти преподобного Сергия Радонежского после Литургии в Троице-Сергиевой лавре

Патриаршая проповедь после Литургии во Владимирском кафедральном соборе Сочи