26 марта 2016 года гостем передачи «Церковь и мир», которую на телеканале «Россия-24» ведет председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, стала заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор политических наук, профессор кафедры дипломатии МГИМО Татьяна Зонова.
Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир».
12 февраля в Гаване состоялась историческая встреча Патриарха Московского и Папы Римского. Предстоятели двух крупнейших христианских Церквей обсудили многие вопросы, касающиеся современного положения христиан в мире. В Совместном заявлении Папы и Патриарха говорится: «Надеемся, что наша встреча внесет вклад в примирение там, где существуют трения между греко-католиками и православными. Сегодня очевидно, что метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства».
Авторы заявления подчеркнули, что впредь православные и католики не соперники, а братья, и что «из этого понимания мы должны исходить во всех наших действиях по отношению друг к другу и к внешнему миру».
О том, что означает этот призыв, в чем должны христиане Востока и Запада перестать соперничать и что мы можем делать вместе, я хотел бы поговорить в сегодняшней передаче. У меня в гостях — заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор политических наук, профессор кафедры дипломатии МГИМО Татьяна Зонова.
Здравствуйте, Татьяна Владимировна!
Т. Зонова: Добрый день, владыка!
Вы затронули, конечно, очень актуальную тему. Когда мы смотрим сегодня на окружающий мир, то видим насколько ситуация напряженная, насколько сложны отношения России с Западом, обширны вооруженные конфликты, террористические действия. Поэтому как никогда актуален вопрос о необходимости сплочения сил, которые хотят этому противодействовать. И чтобы противостоять всем тем негативным тенденциям, которые сегодня происходят в мире, прежде всего, конечно, необходимо сплочение христиан, их усилий, — о чем, собственно, и говорили Патриарх Кирилл и Папа Франциск.
Я с глубоким удовлетворением читала Совместное заявление, потому что там отмечены наиболее важные моменты, намечен путь преодоления наших разногласий, препятствий, которые существуют между православными и католиками. В частности, это вопрос об униатской церкви, ведь, действительно, униатство, с одной стороны, не рассматривается как метод, но, с другой стороны, конечно, очень важно, что отмечена необходимость примирения православных с униатами, допуская исторически сложившееся существование этой церкви. Соответственно, какие-то шаги будут предприниматься в этом направлении. Как отмечено, с католической стороны будут этому содействовать.
Митрополит Иларион: Вы являетесь известным светским специалистом по тематике взаимоотношений православных и католиков, в том числе по тематике ватиканской дипломатии. А мне приходится в практической плоскости взаимодействовать с нашими братьями из Католической Церкви. У меня накоплен многолетний опыт этого взаимодействия.
Вы знаете, что вопрос о встрече Патриарха и Папы Римского впервые был поставлен двадцать лет назад, когда Патриарх Алексий II и Папа Иоанн Павел II намеревались встретиться. Уже и дата была определена, и место, но, к сожалению, тогда не смогли договориться по очень важным пунктами Совместного заявления. И когда мы начали готовить встречу нынешнего Патриарха и нынешнего Папы, то, прежде всего, поставили перед собой вопрос: для чего такая встреча нужна? Вы, конечно, помните, как покойный Патриарх Алексий II говорил, что встреча эта нужна, но она не может быть просто протокольной — не может быть просто рукопожатием перед телекамерами. Нам было очень важно достичь согласия по тем вопросам, которые будут обсуждаться.
Папа и Патриарх сами приняли решение, которое мы, их помощники, воплощали в жизнь. Главы двух Церквей решили, что на встрече не будут обсуждаться вопросы, касающиеся различий между православными и католиками в богословском, догматическом плане, не будут затрагиваться темы, разделяющие нас на протяжении веков, которыми должны заниматься соответствующие богословские комиссии, а будут обсуждаться те горячие болевые точки, которые в конечном итоге и нашли отражение в декларации. Это, прежде всего, ситуация на Ближнем Востоке, положение христиан в Европе. И, конечно, нельзя было обойти тему унии. Мне кажется, что были найдены очень точные, взвешенные и деликатные слова по этой теме, поскольку уния продолжает оставаться, к сожалению, камнем преткновения в наших взаимоотношениях, что лишний раз подтвердила реакция украинских греко-католиков на Совместное заявление.
Т. Зонова: Вы абсолютно правы, ситуация, конечно, очень непростая. В истории отношений православных и католиков вопрос унии существует не первое столетие и, конечно, он сейчас не будет решен по мановению волшебной палочки. Нужно предпринять большие усилия с обеих сторон.
Ватикан может оказать соответствующее влияние на позицию греко-католиков на Украине, потому что тесные отношения Ватикана с греко-католиками развивались на протяжении веков. Папа Римский считается главой униатской церкви и, конечно, здесь очень важно, что католики будут способствовать этому примирению. Соответственно и со стороны Русской Православной Церкви будут сделаны какие-то шаги для того, чтобы попытаться все-таки этот вопрос решить в мирном ключе.
Митрополит Иларион: Совсем недавно вспоминался 70-летний юбилей Львовского собора 1946 года. Для наших телезрителей напомню, что это был собор, на котором абсолютное большинство украинских греко-католических священнослужителей приняли решение о возвращении в Православие. Католики этот собор называют псевдособором, — об этом говорят и украинские греко-католики, это прозвучало и в словах Папы Франциска, адресованных греко-католикам, а за десять лет до этого, когда отмечалось 60-летие Львовского собора, тот же термин по отношению к нему употребил Папа Бенедикт XVI. То есть, мы можем говорить о вполне последовательной позиции Католической Церкви в отношении этого собора.
С нашей точки зрения, псевдособором является Брестский собор 1596 года, на котором православным навязали унию, после чего последовали трагические для православных события в Польско-литовском королевстве. Эти события невозможно рассматривать по отдельности, не связывая одно с другим, потому что уния — и это сейчас совместно признается обеими сторонами — является методом насильственного обращения православных в католичество. Этот метод официально отвергнут Католической Церковью.
Тот путь диалога, который предложили Папа и Патриарх в своей Совместной декларации, прямо противоположен пути, который на протяжении веков предлагали униаты. Вот почему это заявление и вызвало в их среде такую негативную реакцию. Тем не менее, мне кажется, и я надеюсь, что Вы с этим согласитесь, задача, которая сейчас стоит перед Церквами — не ворошить прошлое, не вспоминать взаимные обиды, а подумать, в чем мы можем взаимодействовать в настоящем. И эта декларация, как мне кажется, открывает широкое поле для взаимодействия в самых разных направлениях.
Т. Зонова: Абсолютно согласна. Диалог предполагает позитивные позиции, стремление к достижению каких-то договоренностей. Мне кажется, что отношения между Церквами похожи на отношения между государствами. Надо предоставить изучение каких-то исторических этапов, тех трагедий, которые совершались на протяжении истории, соответствующей комиссии историков, специалистов. Как, например, с Польшей была создана такая историческая комиссия.
Действительно, как в Католической Церкви, так и в Русской Православной Церкви существуют консервативные круги, не готовые воспринять те смелые, решительные шаги, которые предприняли главы Церквей. Это естественно, что есть люди с такой позицией и желанием отстаивать только те принципы, которые они всегда исповедовали и, соответственно, не допускать никакой новизны, никакой новой политики, и так далее.
Митрополит Иларион: Я бы не стал называть, во-первых, новизной ту встречу, которая произошла. Новым был только тот факт, что эта встреча состоялась. Но ведь все то, что Папа и Патриарх сказали вместе, они уже много раз говорили по отдельности. Во-вторых, я бы, все же, не говорил о консервативном крыле в Православной Церкви. Думаю, что Православная Церковь вся консервативна в хорошем смысле этого слова.
Есть люди, которые не вполне понимают смысл состоявшейся встречи. Например, некоторые пользователи социальных сетей пишут в блогах: «Почему Патриарх не заявил, что католики еретики?» Вы представьте, Патриарх должен был приехать в Гавану и сказать Папе: «Вы, католики — еретики!» И о чем дальше говорить? Может быть, стоит, все же, оставить вопросы, касающиеся богословских и догматических различий, соответствующим компетентным комиссиям, которые этим занимаются, а главам Церквей поговорить о том, что сейчас происходит — о катастрофе, касающейся миллионов христиан?! Христиан с Ближнего Востока изгоняют, им отрезают головы, уничтожаются храмы, оскверняются святыни… В этой ситуации не встретиться, не сделать призыв к мировому сообществу — я думаю, это просто невозможно и даже нечестно по отношению к той трагедии, которая сегодня происходит.
Т. Зонова: Конечно. Здесь речь идет о конкретных действиях, намеченных на сегодняшний день, на перспективу. Мне кажется, очень важно поддерживать отношения православных и католиков, потому что, как Вы уже сказали, я занимаюсь дипломатией Ватикана, и знаю, насколько это широкая сеть различных представительств, и, действительно, Ватикан оказывает и политическое влияние, потому что Папа — глава не только Церкви, но и светского государства. Здесь очень важно поддержание хороших конструктивных отношений, потому что, как мне кажется, наши дипломатические отношения с Ватиканом имеют влияние и на отношение России с Западом.
Я недавно прочитала очень интересную книгу — мемуары американского посла в Ираке, который там жил как раз в период ужасных событий начала 2000-х годов. Он пишет, что каждое утро первым делом он шел к нунцию, ибо тот владел колоссальной информацией, которая собиралась из различных приходов с разных уголков страны. Ватикан считается чрезвычайно информированной организацией, которая реально может влиять на ход каких-то переговоров и вносить свой положительный вклад.
Поэтому, конечно, преодоление разногласий и конкретная выработка такой программы, которая указана в Совместном заявлении, будет способствовать улучшению отношений России с окружающим миром, с Западом, с другими странами. И здесь вполне может быть конструктивная поддержка Ватикана.
Митрополит Иларион: Очень важно отделять линию взаимоотношений Российской Федерации как государства и Ватиканом как государства и линию взаимоотношений между Римско-Католической Церковью и Русской Православной Церковью, которая объединяет православных верующих не только России, но и Украины, Белоруссии, Молдавии, Прибалтики, Средней Азии, Японии, Китая, Монголии и миллионов православных верующих, рассеянных по всему миру.
Повестка дня у нас, естественно, частично соприкасается. Но межцерковные отношения имеют и очень давнюю историю, и очень широкий спектр проблем, которые стоят на повестке дня и, конечно, не исчерпываются ни интересами России как государства, ни Ватикана как государства. Это, по сути, глобальная повестка дня. Папа и Патриарх встретились как лидеры двух крупных многонациональных Церквей, которые имеют всемирную амплитуду. Патриарх ведь не случайно после встречи с Папой посещал Парагвай, Бразилию, Антарктиду. Там везде храмы Русской Православной Церкви. У Патриарха там паства, с которой он встречался и общался. И проблемы этой паствы для Патриарха так же небезразличны как и проблемы верующих в России и на Украине. Вот почему и тема Украины была затронута в Совместной декларации, и тема Европы была затронута.
Совместная декларация Патриарха и Папы открывает для всех нас новые возможности и намечает пути для дальнейшего взаимодействия. Дай Бог, чтобы мы могли этими возможностями воспользоваться.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru