13 апреля 2016 года в 75-м павильоне ВДНХ начал работу Московский международный салон образования. В нем принимают участие ведущие российские и зарубежные образовательные и научные организации, представители профильных министерств и ведомств, крупнейших предприятий-работодателей и компаний-партнеров, производящих учебное и техническое оборудование, создающих программное обеспечение, оказывающих различные услуги в сфере образования. Экспозиция ММСО состоит из девяти тематических разделов-кластеров, представляющих наиболее актуальные направления в глобальном образовательном процессе.
Впервые в этой крупной образовательной выставке участвует высшее учебное заведение Русской Православной Церкви — Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия.
На торжественной церемонии открытия ММСО выступили заместитель Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец, Министр образования и науки РФ Д.В. Ливанов и заместитель Министра промышленности и торговли РФ Г.М. Кадырова. В числе почетных гостей присутствовали ректор ОЦАД митрополит Волоколамский Иларион, ректоры вузов Российской Федерации, министры образования, послы, руководители образовательных учреждений из ряда других государств.
Общецерковной аспирантуре, наряду с другими крупными университетами и образовательными организациями, были вручены благодарность Министерства образования и науки Российской Федерации «За реализацию проектов в сфере популяризации культурного наследия России среди детей и молодежи», а также золотая медаль Московского международного салона образования.
По завершении церемонии состоялась панельная дискуссия на тему «Мировые тренды в образовании». Модерировал обсуждение заместитель министра образования и науки РФ В.Ш. Каганов. Спикерами выступили митрополит Волоколамский Иларион, президент ассоциации Didacta Вассилиос Фтенакис, президент Европейского университетского института Йозеф Вэйлер, старший директор по работе с системой образования корпорации Microsoft в Европе Ригина Моррей, генеральный секретарь Лиги образования Франции Жан-Марк Руаран, американский писатель Марк Пренски.
Митрополит Волоколамский Иларион в своем выступлении сказал:
«Трудно переоценить значение образования для настоящего и для будущего не только нашей страны, но и для любой страны земного шара. Я думаю, что очень многие проблемы, которые сегодня омрачают жизнь людей, связаны с отсутствием или недостатком образования.
Я начну, возможно, с самой острой проблемы, от которой содрогается весь мир и все цивилизованное человечество – проблемы организованного терроризма. Когда мы говорим об организованном терроризме, то понимаем, что существуют террористические ячейки, лица, которые осуществляют террористические акты, но мы не всегда задаем себе вопрос: как молодые люди оказываются завербованы этими организациями? Я думаю, что одна из причин заключается в недостатке образования, в невежестве на религиозной почве.
К сожалению, терроризм очень часто, особенно в последние годы, выступает под религиозными лозунгами. Существует даже такое понятие – религиозный терроризм. Религиозного терроризма не бывает, но бывает терроризм под религиозными лозунгами. Бывают люди, которые свои преступные деяния прикрывают религиозными лозунгами и, вербуя в свои преступные организации молодежь, привлекают их не своей преступной деятельностью. Они не говорят: "Мы вас приглашаем для того, чтобы делать людям зло, для того, чтобы убивать и калечить". Они говорят: "Вы будете слугами Аллаха, за это вы получите награду на небесах, вы будете выполнять Божию миссию". Люди, которые плохо обучены или совсем не обучены основам своей собственной религии, втягиваются в эту пропаганду и становятся адептами антирелигиозной и античеловеческой секты, которая, к сожалению, сегодня захватила многие страны мира. Мы видим, что они делают на Ближнем Востоке и в других регионах мира. Вот почему я думаю, что в системе образования во всех странах мира религиозная составляющая будет только возрастать.
Еще десять-двадцать лет назад многие думали, что религия и теология — это какие-то отмирающие явления, что система образования должна становиться все более светской, что теология — наследие прошлого, что она будет все менее востребованной. Однако сейчас мы видим, что теология востребована, может быть, как никогда ранее, но, с другой стороны, мы знаем, что, например, на Западе все крупные университеты родились из школ теологии. Сначала создавались теологические факультеты, а потом на их базе развивались университеты. В этом смысле о теологии говорят как о матери наук.
С другой стороны, мы видим, что сейчас интерес к теологии возрождается по совершенно другим причинам. Для нашего Отечества внедрение и развитие теологии, в том числе в светском образовательном пространстве, представляет собой очень важную и насущную задачу.
Я рад, что мы успешно решаем эту задачу в диалоге с Министерством образования, потому что для нас теология не просто отвлеченная наука. Мы хотим, чтобы люди знали основы своей собственной религиозной традиции и религиозную традицию своих ближайших соседей вне зависимости от того, какую религию они сами исповедуют (или, может быть, они никакую религию не исповедуют). Но мы должны знать, что такое христианство, ислам, иудаизм, буддизм, и мы должны знать, что из себя представляют секты и различные извращения религиозных традиций, чтобы мы и наша молодежь могли отличать белое от черного, добро от зла. Дабы наша молодежь знала, что то зло и те преступления, которые совершаются якобы во имя религии, к ней не имеют никакого отношения, что Бог никогда не хочет людям зла, что всякий человек, который сознательно идет на зло и на преступление, не может называть себя слугой Божиим. Он является слугой дьявола.
Сейчас очень много говорится о том, что образование должно быть не просто партикулярным, что оно должно быть универсальным. Недостаточно воспитать специалиста в той или иной области. Человек — это не робот, который предназначен только для какой-то конкретной функции, как, например, в сборочном цеху при сборке автомобиля. Вот есть цеха механизированные, а есть ручная сборка, где и робот, и человек выполняют примерно одинаковые функции, но даже если это так, то человек, который стоит на месте робота, не сводится к функции, выполняемой роботом. Помимо того, что человек закручивает гайку на колесе в автомобиле, он является членом гражданского общества, членом семьи, и от того, насколько он образован, какие у него знания, на основе какой духовно-нравственной системы ценностей им было получено образование, во многом зависит то, как он сам будет жить и как будут жить окружающие его люди. Это нравственная составляющая образовательного процесса.
В английском языке различают "education" и "formation". Education как приобщение человека к некой сумме знаний, formation как воспитание человека. Образовательная система в университете, в институте, в школе и даже в детском саду должна нести в себе обе эти функции. Мы должны людей образовывать, делать их знающими, культурными, разносторонними, но в то же время мы должны людей воспитывать. Так как образование человека во многом зависит от того, на какой духовно-нравственной системе ценностей оно будет построено.
Я хотел бы выразить надежду на то, что образовательная система и в нашей стране, и в других странах будет развиваться с учетом совокупности всех факторов, необходимых для того, чтобы люди в одной стране и люди на нашей планете, которая становится все более маленькой и уязвимой, потому что расстояния преодолеваются слишком легко, могли жить в мире и согласии. И для этого усилия образовательного сообщества сегодня как нельзя востребованы».
Митрополит Иларион поблагодарил Министерство образования Российской Федерации за приглашение Общецерковной аспирантуры к участию в Московском международном салоне образования и за вручение благодарственной грамоты.
На дискуссионной панели присутствовали проректор по учебной работе ОЦАД иеромонах Иоанн (Копейкин), сопредседатель Комитета по взаимодействию с традиционными религиями России в Ассамблее Народов России, руководитель Духовно-просветительского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Лев Семенов, руководитель Учебно-методического управления ОЦАД Мигель Паласио, инспектор ОЦАД иеромонах Афанасий (Микрюков).
По завершении мероприятия для митрополита Илариона была проведена экскурсия по Московскому международному салону образования, где он ознакомился с экспозициями, в числе которых — стенд Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия.
Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия/Патриархия.ru