18 мая 2016 года в Государственной Думе прошел круглый стол «Реабилитационные программы социальной адаптации подростков, преступивших закон. Проблемы и успехи». Участники сошлись во мнении, что необходимо оказать поддержку церковному центру социальной адаптации святителя Василия Великого, который работает в Санкт-Петербурге и успешно возвращает к нормальной жизни подростков, вступивших в конфликт с законом. В круглом столе приняли участие судьи, депутаты Госдумы, представители Министерства труда, Министерства экономики, ФСИН, представители некоммерческих организаций. По результатам встречи был предложен ряд рекомендаций по совершенствованию законодательства в сфере социальной деятельности.
«То, что подростки нарушают закон ― следствие того, что происходит в нашем обществе, ― сказал председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. ― Это часто не их вина. К сожалению, многие из них не были воспитаны в четких нравственных правилах. У нас разрушаются семьи, молодые люди видят перед собой дурные примеры. Принятие реабилитационных программ по помощи подросткам имеет очень важное значение. Если этого не сделать, они увеличат и так достаточно большой контингент взрослых людей, которые становятся правонарушителями. Хорошо, что мы говорим об этом в стенах Госдумы, потому что именно здесь должны появляться законы, которые должны поддерживать все доброе и хорошее, что появляется в обществе».
Председатель Синодального отдела по благотворительности обратил внимание собравшихся на то, что государство постепенно отказывается от монополии на социальную деятельность и подчеркнул, что считает это положительной тенденцией.
«Государство как монополист не может справиться со всеми задачами. А работы много, ― сказал епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. ― К сожалению, многие новации, которые возникают в общественной среде, не всегда находят поддержку, прежде всего, финансовую, несмотря на высокое качество социальной помощи, которое такие новации приносят. Церковные, общественные и государственные организации должны получать равную поддержку, иначе мы не решим социальные проблемы. Государство должно помогать людям, которые стараются сделать жизнь лучше».
Основным докладчиком на круглом столе была Юлиана Никитина ― исполнительный директор церковного центра социальной адаптации святителя Василия Великого. Этот негосударственный центр находится в Санкт-Петербурге. Туда по решению суда, комиссии по делам несовершеннолетних или уголовно-исполнительной инспекции направляют для реабилитации и ресоциализации подростков, которые совершили правонарушения разной степени тяжести. За время работы Центра реабилитацию прошли 206 человек и только 28 из них совершили повторные преступления. Программы, применяющиеся в Центре, разрабатывали ведущие специалисты в области коррекции девиантного поведения. Подростков вовлекают в совместную деятельность, они участвуют в волонтерских проектах и, главное, трудятся.
«В госучреждениях это невозможно ― нормативные документы не позволяют детям не то что работать, даже убирать за собой, ― рассказала Юлиана Никитина. ― А ведь труд играет очень важную роль в процессе перевоспитания, реабилитации и социальной адаптации в обществе».
Не менее важно, по словам директора Центра, работа с несовершеннолетними правонарушителями в условиях стационара, ведь программы социального сопровождения, которые предусматривают только профилактические беседы, не позволяют вырвать ребенка из криминальной среды.
«К нам приходят очень тяжелые дети, у которых тяжелое криминальное прошлое: кражи, грабежи, разбои, увеличивается количество несовершеннолетних, осужденных за распространение наркотиков. Ответственность в этом случае наступает с 16 лет, и распространители наркотиков этим пользуются, ― подчеркнула Юлиана Никитина. ― Когда ребенок в месяц получает от 100 тысяч, сбывая наркотики, представьте себе его отношение к родителям, учителям, социальным работникам. Я не говорю уже о нравственной сфере, о том, что он исключается из учебного процесса. Поэтому реабилитировать их нужно стационарно. Конечно, стационар стоит дороже, чем социальное сопровождение ― 72 тысячи рублей против 15-18 тысяч, но пребывание подростков в колонии обходится государству в гораздо большую сумму ― порядка 100 тысяч в месяц».
Сейчас Центр социальной адаптации переживает непростые времена. Несмотря на то, что он официально включен в реестр поставщиков госуслуг и фактически их оказывает, материальную помощь от государства он с начала года так и не получил. И рассчитывать он может только на 4,5 миллиона рублей в год из 9 необходимых. Найти же благотворителей непросто, и не только из-за кризиса. Помогать малолетним преступникам хотят немногие.
«Наши ребята каждое лето идут в поход на два месяца, добираются до берега Белого моря. Они возвращаются оттуда совсем другими людьми. Но ни одна организация, ни частная, ни государственная, не оказала нам помощь, принимали нас только в храмах и монастырях Русской Православной Церкви», ― сетует директор Центра.
«Действительно, люди делают все возможное, чтобы отгородиться от всего неприятного: бездомных, тюрем, колоний. А ведь подростков с девиантным поведением обязательно нужно встраивать в общество, иначе они будут потеряны», ― подчеркнула председатель Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Епифанова. Она пояснила: вопрос реабилитации несовершеннолетних правонарушителей «подвешен в воздухе», ― в Государственной Думе нет ни одного комитета, в чью сферу ответственности входят такие подростки.
Бывший председатель Ассоциации судей по делам несовершеннолетних и проблемам семьи Николай Шилов считает, что государство должно уделять больше внимания профилактике правонарушений в подростковой среде.
«Общество признало, что исправить несовершеннолетнего в местах лишения свободы невозможно. Все закоренелые рецидивисты начинали в несовершеннолетнем возрасте. Если общество не находит способов помочь подростку, он снова совершает преступление, ― утверждает Николай Шилов. ― Сейчас судьи стараются как можно реже отправлять подростков в места лишения свободы. Но что такое условное осуждение? Даже не каждый взрослый поймет это. Обязательно должны быть предусмотрены специальные механизмы, программы для того, чтобы подросток мог проявить себя в учебе, в работе, в творчестве. Работать с подростками, оставшимися на свободе, необходимо».
В рамках работы системы исполнения наказаний провести реабилитацию несовершенного правонарушителя крайне сложно ― это признают и представители ФСИН. Елена Кузнецова, помощник начальника УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе, считает, что в Ленинградской области, альтернативы Центру социальной адаптации Василия Великого нет.
«Мы проводим определенную реабилитационную работу, но мы ограничены законами. Те реабилитационные программы, которые предусматривают погружение в семью, в нашу компетенцию не входят. Мы или готовим подростка к освобождению, или обеспечиваем отбывание срока наказания, ― рассказала Елена Кузнецова. ― Мы не наделены правом законодательной инициативы, но мы неоднократно обращались в Министерство юстиции, чтобы там оказали поддержку Центру. Ведь Центр фактически выполняет госзаказ — исполнение приговора суда ― это государственная функция. И если люди делают это хорошо, дают прозрачную статистику, государство может оценить эту работу и оказать им поддержку».
По итогам круглого стола был разработан список рекомендаций для профильных ведомств. По мнению участников круглого стола, следует доработать законодательную базу в сфере реабилитации несовершеннолетних правонарушителей.
Диакония.ru/Патриархия.ru