Выступая на торжественном заседании по случаю 70-летия Отдела внешних церковных связей, которое прошло 19 мая 2016 года в Москве, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл рассказал об участии Русской Православной Церкви в подготовке Всеправославного Собора.
«Делегации Московского Патриархата, возглавлявшиеся во многих случаях председателями ОВЦС, участвовали во всех предсоборных мероприятиях, начиная с Первого Всеправославного совещания на острове Родос в 1961 году. При этом Русская Церковь не была пассивным наблюдателем предсоборного процесса, но с самого начала вносила существенный вклад в подготовку Собора. Так, Московский Патриархат — единственный из Поместных Православных Церквей — в свое время подготовил проекты документов по каждой из тем соборной повестки дня, которых в первоначальном перечне было более ста», ― заявил Святейший Патриарх Кирилл.
«Когда нам говорят, что из-за положения Церкви в Советском Союзе невозможно было раньше провести Собор, это неправда, потому что Церковь, находившаяся в Советском Союзе, единственная из всех Поместных Православных Церквей разработала результативные документы более чем по ста темам, вынесенным первоначально в каталог Собора, ― продолжил Святейший Владыка. ― И потом, когда кто-то из наших зарубежных собратьев, не относящихся к Русской Церкви, поставил вопрос о сокращении тем со ста до десяти, то мы, конечно, выразили несогласие. Но это было сделано потому, что ни одна Церковь не разработала ни одного вопроса, а у нас было готовое досье».
«Поэтому нашей Церковью был сделан особый вклад в подготовку вопросов, которые действительно стоят на повестке Вселенского Православия», ― подчеркнул Святейший Патриарх.
«Эта работа, беспрецедентная по своему объему, проходила по инициативе и под руководством тогдашнего председателя Отдела митрополита Никодима в рамках специальной комиссии, учрежденной по его предложению Священным Синодом в 1963 году. Я принимал участие в этой комиссии в качестве стюарда: подносил бумаги, точил карандаши и слушал дискуссию. Вспоминаю, в какой замечательной творческой атмосфере проходили эти дискуссии, потому что ничего подобного в нашей Церкви не было с начала XX века, когда Церковь была вовлечена в подготовку собственного Собора 1917-18 годов, избравшего Патриархом Святейшего Тихона», ― рассказал Святейший Патриарх Кирилл.
Представители Русской Православной Церкви принимали деятельное участие и в последующих заседаниях Межправославных подготовительных комиссий и в работе Всеправославных предсоборных совещаний. По словам Его Святейшества, в последние два года «основные усилия Поместных Церквей в рамках предсоборного процесса были сосредоточены на редактировании и пересмотре тех проектов соборных документов, которые успели устареть за десятилетия подготовки Собора, затянувшегося не по нашей вине».
«Русская Православная Церковь, несмотря на имевшие место трудности, сумела добиться внесения многих принципиальных мыслей, идей в соборные документы. А после того, как началось недавнее редактирование существующих документов, которые, на наш взгляд, устарели (большая часть из них была подготовлена более десяти лет назад), нам удалось внести в эти документы целый ряд важных поправок, и мы надеемся, что внесение этих поправок поможет нам более эффективно поработать на Соборе над окончательной редакцией этих документов», ― отметил Предстоятель.
«Нам, может быть, удалось сделать самое главное, — переломить совершенно с нашей точки зрения неправильную позицию ряда Православных Церквей, которые настаивали на эмбарго на публикацию проектов документов до начала Собора. Мы не могли понять, почему это нужно делать. Каждый документ, который сегодня принимается в Русской Православной Церкви Собором, готовится в Межсоборном присутствии ― это большой орган, насчитывающий более ста с лишним членов, в число которых входят и иерархи, и священники, и миряне – мужчины, женщины, ― это действительно соборный орган. Так вот, большинство документов, которые наша Церковь сейчас принимает Собором, готовятся этим органом. Потом этот проект публикуется в Интернете, собираются тысячи различного рода поправок, затем он проходит через соответствующую редактуру и только после этого представляется на Собор, где тоже, конечно, вносятся поправки и так далее. Владея этим инструментарием и работая так со своей собственной паствой, мы не могли понять, почему Всеправославный Собор должен закрыть все проекты документов до начала обсуждения. Нам удалось переломить эту ситуацию, документы были опубликованы, началась дискуссия. Мы очень рады, что она началась. Она помогла и нам отточить какие-то формулировки, сделать новую редакцию формулировок. Очень надеемся, что эта дособорная общественная дискуссия повлечет за собой значительное улучшение проектов документов», ― заключил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси