28 мая 2016 года, после Божественной литургии в Старом Русике на Афоне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сопровождении членов делегации Русской Православной Церкви посетил посвященный Успению Пресвятой Богородицы скит Ксилургу ― исторически первый русский монастырь на Святой Горе, где к юбилейной дате ― тысячелетию русского присутствия на Афоне были проведены восстановительные работы.
Святейшего Владыку встречали духовник Пантелеимонова иеромонах Макарий, скитоначальник иеромонах Симон, насельники обители.
Предстоятель Русской Православной Церкви посетил в скиту древний Успенский собор, а также храм преподобного Иоанна Рыльского.
Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в келейном корпусе, построенном в 1885 году, а затем возглавил служение молебна в новоосвященном храме.
Богослужебные песнопения исполнил хор Свято-Троицкой Сергиевой лавры под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова).
По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к собравшимся в храме со словом:
«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Макарий! Отец Симон, скитоначальник! Дорогие отцы и братья!
Всех вас сердечно поздравляю с особым событием. Мы празднуем 1000-летие первого письменного свидетельства о присутствии русских на Афоне. И это присутствие началось с места, на котором мы стоим, — именно здесь, в обители древоделов, или Ксилургу, в честь Успения Пресвятой Богородицы, и началась жизнь русских монахов. Скорее всего, именно из этого монастыря вышел преподобный Антоний, основавший Киево-Печерскую лавру. Отсюда, несомненно, распространялось афонское влияние на русское монашество. Это и есть наша афонская купель крещения — из нее вышла та монашеская традиция, которой все мы, русские иноки, принадлежим. Поэтому совершенно особые чувства всегда посещают того, кто, зная историю, входит под сень этой святой обители.
Насколько же грустно и горько было посещать это место в годы разрухи! Мне приходилось видеть Ксилургу на протяжении не одного десятка лет. Я видел, как затухает жизнь, как обваливаются кровли зданий, как проваливаются купола, как умирает обитель. Поэтому особые молитвы и особое внимание было обращено на то, чтобы в связи с празднованием 1000-летия русского монашества на Афоне в обязательном порядке был капитально отреставрирован, а, лучше сказать, спасен этот скит — скит Успения Пресвятой Богородицы.
Кстати, неслучайно, наверное, здесь поселились русские, потому что древоделание было главным ремеслом русских, которые умели работать топором, создавать из дерева храмы, дома, города, крепости. Для них было привычно древоделание здесь, на Святой Горе, — само название передает нам очень важные сведения о тех послушаниях, которые несли здесь монахи. Они, несомненно, были древоделами, что еще раз косвенно подтверждает, что большинство из них были русскими людьми. Когда я говорю «русский», я употребляю это слово в его историческом смысле, так, как его понимали византийцы, называя нас россами. Они говорили о большом народе, который жил на просторах от Черного моря до моря Балтийского, по всему историческому пути из варяг в греки, и от греков, византийцев — в Скандинавию.
Если говорить об истории этого места, нужно обязательно вспомнить еще о чем-то. Наверное, неслучайно главным храмом Киево-Печерской лавры стал, как и здесь, Успенский храм. Эту традицию почитания Успения Пресвятой Богородицы принесли на Русь именно афонские монахи. И вслед за Киево-Печерской лаврой кафедральные соборы наших городов — Владимира, Москвы, далее Смоленский кафедральный собор, страж Руси на северном порубежье, Почаевская и Святогорская лавры — все были неслучайно названы в честь Успения Пресвятой Богородицы. Все это отсюда, от небольшого храма Успения Пресвятой Богородицы, в котором мы только что совершили молитву и который по-прежнему остается главным храмом этого святого места.
Вот так, войдя под своды этой обители, невольно соединяешь в своем сознании 1000-летнюю историю с современностью. И по милости Божией удел Пресвятой Богородицы скит Ксилургу восстал ныне в том благолепии, какого, может быть, никогда не имел за всю свою историю. Я хотел бы поблагодарить всех, кто участвовал в восстановлении этого святого места. Завтра я буду поименно называть этих людей и вручать им награды. Они сегодня здесь присутствуют. Хотел бы выразить сердечную благодарность вам, дорогие братья, за то, что вы сделали, внеся свои жертвы в восстановление этой святыни древней Византии, греческого мира и мира русского.
Хотел бы поблагодарить в лице отца Макария священноначалие обители, всю братию. И в Вашем лице, отец Симон, хотел бы поблагодарить всех тех, кто трудился и трудится здесь, совершая Божественную службу. Вас же хочу особенно поблагодарить и за труды по воссозданию сей святой обители. Вспоминаю, как мы с вами осматривали, можно сказать, руины, этого места, как Вы не хотели, чтобы я поднимался на второй этаж, чтобы не провалиться. А сегодня мы во множестве стоим на этом месте, и никто не боится упасть, потому что все это замечательно восстановлено.
Теперь предстоит самое главное: надо воскресить здесь монашескую жизнь. Поэтому мое слово и к отцу Макарию, и ко всем вам, братия. В наших скитах должны быть пусть небольшие, но активные монашеские общины. Эти места должны становиться местом притяжения для паломников. Это должны быть места уединения и молитвы. Без должной литургической жизни, без пастырского окормления паломников все это невозможно. Не дай Бог, чтобы когда-нибудь наступило время, когда люди, посещая скиты, только восторгались архитектурой и окружающими видами, а не получали самое главное — духовное окормление. Вот это теперь наша с вами основная задача — вдохнуть душу в эти замечательные храмы, в эти скиты, укрепить здесь монашеский дух, создать полноценные монашеские общины.
В память о сегодняшнем событии я хотел бы преподнести евхаристические сосуды для Успенского скита Ксилургу, как свидетельство моего особого отношения к месту, с которого пошла русская монашеская традиция на Святой Афонской Горе. Совершая Божественную Евхаристию на этих сосудах, молитесь о Русской Церкви, о всей Руси, не забывайте в молитвах и своего Патриарха. Храни вас всех Господь! Поздравляю вас с этим историческим событием и радуюсь возможности отпраздновать в этом святом месте 1000-летие русского присутствия на Афоне. Христос Воскресе!»
Затем Святейший Патриарх Кирилл в сопровождении скитоначальника иеромонаха Симона осмотрел здания скита.
***
Скит Ксилургу (греч. «плотник»), посвященный Успению Пресвятой Богородицы, ― первый русский монастырь на Афоне. Находится на восточной стороне Святой Горы Афон на расстоянии одного часа пути от Кареи. Относится к Русскому на Афоне Пантелеимонову монастырю.
Скит основан в середине Х века. С начала XII века Ксилургу упоминается как «русская» обитель. Именно в Ксилургу поселялись русские, совершавшие паломничество на Афон.
Переселение русских монахов из Ксилургу в Пантелеимонов монастырь совершилось в 1169 году при игумене Лаврентии по решению общего собрания игуменов афонских монастырей, передавших Пантелеимонов монастырь во владение русским монахам. С этого момента скит Ксилургу был приписан к Пантелеимонову монастырю.
В XIX веке в скиту, помимо соборного Успенского храма, были построены две церкви ― в честь преподобного Иоанна Рыльского и святых Кирилла и Мефодия.
Главной святыней скита является икона Божией Матери «Сладкое лобзание» (Гликофилуса), подаренная скиту в 1802 году.
В последние годы в скиту были проведены реставрационные работы. Восстановлена находившаяся в аварийном состоянии церковь преподобного Иоанна Рыльского, реконструированы братские корпуса, отремонтирована подъездная дорога.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси