2 июня 2016 года в Большом особняке Министерства иностранных дел России состоялся торжественный прием по случаю праздника Пасхи.
Уважаемый Сергей Викторович, Ваши Превосходительства господа послы, Преосвященные архипастыри и пастыри, дорогие братья и сестры!
Сердечно поздравляю всех вас с праздником Воскресения Христова.
Христос Воскресе!
Наша встреча, проводимая в этот пасхальный период в стенах Дома приемов Министерства иностранных дел России, является доброй традицией и хорошей возможностью для общения представителей Русской Православной Церкви, других религиозных общин России, российского внешнеполитического ведомства и дипломатического корпуса.
Воскресение Христово ― неисчерпаемый источник надежды, укрепляющий на пути добрых дел и миротворческого делания. Пасха Господня побуждает нас к нравственному совершенствованию, примирению и объединению. И это относится не только к личной жизни человека, его отношениям с окружающими людьми, но и его отношениям с окружающим миром, в том числе к международному диалогу.
Я хотел бы коснуться в своем слове некоторых тем, которые стоят на повестке дня Русской Православной Церкви в сфере ее внешней деятельности, и начать с упоминания о том, что в этом году мы празднуем 1000-летие русского присутствия на Святой горе Афон. Как вы знаете из средств массовой информации, недавно состоялись торжества, в которых принял участие глава нашего государства Владимир Владимирович Путин. Должен сказать, что для меня это было событие, связанное с глубокими духовными переживаниями, с пониманием того, что Святая Гора Афон, являясь международной монашеской общиной, представляет из себя некий образ Православия, к которому принадлежат люди разных народов и разной культуры, говорящие на разных языках, и вместе с тем они составляют единую Православную Церковь. В этом смысле образ Афона является как бы иконой, символом Православия. Считаю, что все Православные Церкви должны беречь это наследие в силу того огромного духовного потенциала, который имеет Афон, и в силу того, что именно Афон является реальным и подлинным образом всеправославной семьи.
Не могу не остановиться на темах, которые вызывают беспокойство не только в Русской Православной Церкви, а во всем православном мире. Но нас эта тема касается особенно. Речь идет об Украине.
Перемирие, достигнутое на юго-востоке страны благодаря совместным усилиям России и европейских держав, сохранило множество невинных жизней и спасло храмы Украинской Православной Церкви от дальнейшего разорения. Особой похвалы достойны архиереи и клирики, которые в жесточайших условиях боевых действий мужественно продолжали нести свое служение среди мирных жителей, страдая, а иногда и погибая вместе с ними. Сейчас разрушенные и поврежденные храмы постепенно восстанавливаются, во многих из них возобновлены богослужения. Мы искренне надеемся, что затянувшиеся переговоры увенчаются успехом и мир вновь вернется на многострадальную землю Донбасса.
Внушает обеспокоенность и положение Украинской Православной Церкви на остальной территории Украины. Радикальные политические силы прилагают усилия, чтобы вовлечь Церковь в конфликт, придав ему межконфессиональный характер. По-прежнему продолжаются рейдерские захваты храмов представителями неканонических религиозных образований при поддержке боевиков-националистов, а зачастую – и местных властей. В настоящее время захвачен 31 храм, еще двенадцать остаются под такой угрозой.
А что такое захват храма? Это страдания для людей. Каждый, чтобы почувствовать степень этого страдания, может себе представить: он привык ходить в церковь, считает эту церковь своей, и вдруг в какой-то момент появляются неизвестно откуда приехавшие крутые молодые ребята, которые говорят: теперь это не ваша, а наша церковь. Что делают люди? Они запираются в храме, сидят там днями, неделями, месяцами, подвергаются всяческим нападкам, но сохраняют храм за своей общиной. Я думаю, что грубейшее нарушение прав человека и религиозной свободы, которые сегодня имеет место в Украине, должно привлекать к себе всеобщее внимание, особенно тех стран и тех общественных организаций, которые реально обеспокоены проблемой прав человека.
Рейдерство (а иначе никак нельзя назвать захват храмов), массовые избиения наших верующих привлекли внимание международного сообщества, в том числе и правозащитных организаций, но мы хотели бы, чтобы этот голос звучал сильнее, чтобы он остановил беззаконие, которое сегодня происходит на Украине.
Особые опасения вызывает попытка некоторых политиков обосновать практику фиктивных «референдумов», которые призваны придать юридическую значимость этим рейдерским захватам. Речь идет о том, что судьбу общины, судьбу храма, по мнению некоторых представителей украинской власти, должны решать все. Для того, чтобы стала очевидной неправомерность, а в каком-то смысле просто глупость этого предложения, давайте представим себе, что судьбу банка решают не его учредители, а все, кто живет в этом месте. Или судьбу любой организации, которая имеет юридическое лицо и собственность, решают не члены организации, а все. Причем «референдум» предполагает участие людей, не проживающих в этом месте, то есть тех самых крутых ребят, которые приезжают и силой захватывают храмы. В случае, если подобные изменения законодательства будут действительно приняты, они повлекут самые тяжелые последствия для межконфессионального мира в Украине, усугубят и без того тяжелое положение людей, которые сегодня страдают от этого конфликта.
По-прежнему продолжается негативная информационная кампания в украинских СМИ, следствием которой стали многочисленные факты вандализма и насилия по отношению к духовенству и верующим Украинской Православной Церкви.
Тем не менее, и в столь трудных условиях возрастающего политического и информационного давления Священноначалие Украинской Православной Церкви, духовенство, верующие люди находят в себе силы свидетельствовать о мире и призывать к взаимопониманию расколотое конфликтом гражданское общество. Украинская Церковь по-прежнему сохраняет авторитет среди верующих, внутреннюю целостность и миротворческий потенциал по всей территории страны – не только на востоке и в центре, но и на Западной Украине. По сути дела, сегодня Украинская Православная Церковь является единственной общественной силой, сохраняющей реальный миротворческий потенциал. И потому я думаю, что когда наступит время собирать камни, именно Церковь сыграет очень важную роль в подлинном примирении народа и в исцелении тех ран, которые были нанесены.
Для Русской Православной Церкви, как и для Министерства иностранных дел, важной является тема соотечественников за рубежом. В рамках сотрудничества мы поддерживаем постоянные контакты с Министерством иностранных дел и проводим совместные мероприятия.
В своем выступлении на V Всемирном конгрессе соотечественников, состоявшемся в ноябре прошлого года, Президент Российской Федерации В.В. Путин признал важной деятельность Русской Православной Церкви по духовной поддержке соотечественников. Значительное место в этой работе занимают ежегодные круглые столы, посвященные соработничеству Церкви и соотечественников, проживающих в различных регионах мира. Начавшись в 2009 году в Европе, за шесть лет эти конференции прошли на большинстве континентов мира. Надеюсь, что подобные встречи будут проводиться и в будущем.
Практическая работа по духовному окормлению наших зарубежных братьев и сестер осуществляется загранучреждениями Русской Церкви. В их числе ― 891 приход и 56 монастырей, включая приходы и монастыри Русской Зарубежной Церкви. Наше служение в диаспоре было бы затруднено без конструктивного взаимодействия с отечественными посольствами и консульствами.
В дни, освященные пасхальной радостью, мы не можем не вспомнить тех, кто подвергается гонениям за веру, ― христиан Ближнего Востока и Африки. К сожалению, статистика гонений год от года становится все мрачнее. Все чаще мы употребляем термин «геноцид». Десятки тысяч людей гибнут просто за право называть себя христианами.
Мне приходилось бывать в Сирии и Ираке, и я видел христиан и мусульман, живущих в мире. Сегодня же в Сирии остается в лучшем случае треть от прежнего числа христиан, а в Ираке ― десятая часть. Огромной болью для христианского мира стало уничтожение древних святынь, храмов и монастырей. Непоправимый урон нанесен сирийским Маалюле и Пальмире, стерты с лица земли древнейшие монастыри и храмы в иракском Мосуле и окрестностях. Россия сыграла важную роль в освобождении представляющей уникальную культурную ценность Пальмиры, а также преимущественно христианского города Карьятейн, где террористы много месяцев держали в плену более двухсот христиан.
Хотел бы выразить признательность Министерству иностранных дел России за внимание к этой важной проблеме. Благодаря нашим общим усилиям были сделаны конкретные шаги на пути общемирового признания факта геноцида. Однако исход последователей Христа продолжается, и необходимо мобилизовать усилия по прекращению конфликта, дать верующим возможность вернуться в родные места и дальше хранить свое двухтысячелетнее попечение о святых землях Ближнего Востока. Как никогда сегодня востребовано тесное сотрудничество религиозных и политических лидеров во всем мире, развитие межрелигиозного диалога.
Проблематика положения ближневосточных христиан дала импульс для развития взаимодействия Русской Православной Церкви с иными христианскими конфессиями. Именно она стала главной причиной моей встречи с Папой Римским Франциском 12 февраля 2016 года в международном аэропорту Гаваны. В Совместном заявлении, которое мы подписали по ее итогам, содержится призыв к мировому сообществу сделать все возможное для прекращения насилия в ближневосточном регионе, чего нельзя добиться без скоординированных действий всех сил, противостоящих экстремизму. Событие 12 февраля сыграло большую роль и в привлечении внимания мирового сообщества к Кубе с тем, чтобы эта страна, страдающая от санкций и блокады, могла, наконец, выйти из международной изоляции и решить свои экономические трудности.
В Совместном заявлении нашли свое отражение многие проблемы, по которым у православных и католиков общая позиция. Важное место в документе занимает призыв к деятельному миротворчеству и общественной солидарности на Украине. Кроме того, подчеркивается необходимость православно-католического сотрудничества по защите христианских основ европейской цивилизации, традиционного понимания семьи, неотъемлемого права на жизнь и уважения человеческого достоинства.
В контексте тех усилий, которые предпринимает Русская Православная Церковь в деле защиты христиан Ближнего Востока, важное место занимает поддержание непосредственных контактов с местными Древними Восточными Церквами. Это взаимодействие активно развивалось с самого начала событий так называемой арабской весны, о чем, в частности, свидетельствуют состоявшиеся визиты христианских лидеров региона в Россию. Ближневосточные христиане ценят оказываемую им помощь и нуждаются в солидарной поддержке со стороны своих братьев. По их свидетельствам, встреча в Гаване и ее результаты стали для них знаком надежды, побудили к большей координации взаимодействия на межрегиональном уровне. Важность сохранения христианского присутствия в Сирии и на всем Ближнем Востоке констатировал и Президент Сирии Башар Асад в ходе своей недавней встречи с церковно-государственной делегацией из России.
Возможность христианам и представителям других традиционных религий жить на мирной земле, свободно распространять свою веру, передавать духовное наследие последующим поколениям, открыто и без боязни носить символы своей религиозной принадлежности должна быть защищена на международном уровне, стать неотъемлемой частью фундаментальных прав человека.
Я с оптимизмом смотрю в будущее и надеюсь, что, Богу содействующу, в душах людей будет укрепляться вера, будут утверждаться идеалы милосердного отношения к ближним, правды и добра.
Еще раз поздравляю с Пасхой Христовой. Христос Воскресе!
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru