Сложившаяся ситуация не является катастрофической, выразил уверенность председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, комментируя тему подготовки к Святому и Великому Собору Православной Церкви. 13 июня 2016 года на экстренном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви состоялось обсуждение ситуации, возникшей в связи с отказом от участия в Соборе со стороны ряда Поместных Православных Церквей. Предполагалось, что Всеправославный Собор пройдет 18-26 июня сего года на острове Крит.
По итогам обсуждения Священный Синод принял заявление по данному вопросу, направленное Предстоятелям Поместных Православных Церквей. По мнению членов Синода, единственным возможным решением в таком случае становится продолжение подготовки Святого и Великого Собора и последующее достижение общеправославного согласия о его проведении в иные сроки.
«Мы действительно все вместе готовили Всеправославный Собор, и мы не смогли подготовить его так, чтобы все Церкви были удовлетворены, ― отметил владыка. ― Полагаю, нужно извлечь из этого уроки и понять, что голоса Церквей нельзя игнорировать: если Церковь выражает озабоченность чем-то, эту озабоченность надо снимать, если Церковь предлагает принять какие-то поправки, надо внимательнее относиться к этим поправкам».
По мнению митрополита Илариона, сложившаяся ситуация в значительной степени вызвана тем, что проблемы, о которых Церкви в предсоборном процессе говорили вполне открыто, замалчивались или откладывались на будущее. «Вот, например, Антиохийская Церковь не захотела, чтобы обсуждение проблемы церковной юрисдикции над Катаром было перенесено на послесоборный период, ― продолжил архипастырь. ― Антиохийский Патриархат уверен, что Собор должен быть продолжением общеправославного единства. Единство Церкви выражается в общем служении Литургии, и если одна из Поместных Церквей не может участвовать в совместном совершении Евхаристии, значит, это чрезвычайная ситуация, которую нужно решить до созыва Собора».
Владыка также отметил, что есть и другие острые моменты в двусторонних отношениях. Так, Сербская Православная Церковь в своем заявлении отметила неурегулированные проблемы во взаимоотношениях с Румынской Православной Церковью, которая учредила на канонической территории Сербского Патриархата свою епархию. Румынская Церковь также создала свою юрисдикцию на территории Молдовы, которая входит в каноническую территорию Русской Православной Церкви. Имеются неурегулированные проблемы и в Эстонии, где в 1996 году Константинопольский Патриархат создал параллельную Московскому Патриархату юрисдикцию. Грузинская Церковь со своей стороны указала на целый ряд проблем, в том числе вопрос диптихов. Существует и проблема отсутствия на Всеправославном Соборе Православной Церкви в Америке, поскольку ее автокефалия не является общепризнанной.
«Мы готовы были ради общецерковного мира и единства закрыть глаза на некоторые из существующих проблем и до последнего момента готовились к участию во Всеправославном Соборе, ― засвидетельствовал председатель ОВЦС. ― На Архиерейском Соборе мы приняли решение о том, что будем участвовать, мы сформировали состав делегации. И только после того, как из Поместных Православных Церквей ― сначала из Болгарской, потом из Антиохийской, потом из Грузинской ― стали приходить новости о том, что они не примут участие в Соборе, когда из Сербской Церкви поступило предложение о переносе Всеправославного Собора, мы поняли, что вопрос о нашем участии в Соборе должны поставить и решить на Синоде. Сегодня этот вопрос был решен».
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru