В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева 10 сентября открывается выставка «Икона Сызрани и Средней Волги». Она проводится в рамках проекта «Художественные центры старообрядчества», который осуществляется музеем с 2005 года. Выставка посвящена одному из ярких явлений в истории русского православного искусства Нового времени — сызранскому иконописанию, которое только сегодня становится известным широкому зрителю.
Среди старообрядческих иконописных центров Сызрань заявила о себе достаточно поздно. Первые сведения об иконописании в Сызрани относятся к началу XIX века, но особый местный стиль, глубоко традиционный по своим эстетическим ориентирам, ориентированный на древнюю икону, сформировался здесь только ко второй половине столетия. Основными заказчиками сызранской иконы были местные купцы-старообрядцы, обеспечившие экономический расцвет Сызрани и уезда во второй половине XIX — начале XX века. В городе работали десятки мастеров, чья продукция была востребована не только в старообрядческой среде.
На выставке представлено около 150 икон сызранских иконописцев от начала XIX до начала XX века. Среди них особую ценность представляют подписные произведения известных мастеров — П.И. Кудряшова, А.П. Качаева, С.В. Порфирова, братьев Ф.А. и А.А. Бочкаревых.
Особый раздел составляют произведения других иконописных центров средневолжского и вятского регионов — Казани, Хвалынска, Тереньги, Старой Тушки, на стиль которых решающее воздействие оказала сызранская икона. Выставку дополняют фотографии и документы из архива семьи иконописцев Бочкаревых. Среди них особый интерес представляет т.н. «иконописный подлинник» — практическое руководство для иконописцев. На выставке демонстрируются произведения из собрания ЦМиАР и 11 частных коллекций Москвы и Ульяновска. Основная часть экспонатов предоставлена крупнейшим собирателем и знатоком сызранской иконы А.А. Кириковым.
«Самарское староверие»/Патриархия.ru