Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Свято-Троицком соборе Соловецкого монастыря

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Свято-Троицком соборе Соловецкого монастыря
Версия для печати
21 августа 2016 г. 22:49

21 августа 2016 года, в день памяти перенесения мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566) и второго перенесения мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком Зосимо-Саватиевском соборе Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец архимандрит Порфирий, наместник сей святой обители! Дорогие отцы! Матушки игумении! Братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником этой святой обители и Церкви нашей — с днем перенесения святых мощей Зосимы, Савватия и Германа Соловецких.

Когда посещаешь этот монастырь, невозможно не представить себе мысленно все тяжести пути, который прошли наше монашество, наша Церковь и наш народ. Замечательный храм, который был воздвигнут при активном участии государя императора Александра II, самим фактом своего существования являл заботу государства о духовной жизни нашего народа. Но мы знаем, что именно государство в лице его вождей и идеологов стало причиной разрушения святынь в масштабах всей страны, уничтожения великих исторических, художественных и духовных ценностей нашего народа. И зловещим символом этого надругательства над верой стал Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, который вошел в историю не только как центр духовной жизни, но и как место страшных мучений, в том числе тех, кто не поступался своей православной верой и умирал здесь за Христа.

Мы являемся свидетелями очень важных перемен в жизни нашего Отечества. Как по инициативе главы государства этот храм был построен, так по инициативе нынешнего главы государства Президента Владимира Владимировича Путина он восстановлен. Это тот случай, когда практически все было восстановлено на государственные средства, — замечательный поступок, который в каком-то смысле является знаком того, что если государство разрушило, то оно должно и восстановить, особенно когда речь идет о величайшем памятнике нашего духа, нашей веры и нашей культуры. Сегодня мы являемся участниками замечательного исторического события и вспоминаем святых преподобных отцов Зосиму, Савватия и Германа, молимся пред их ракой, прося помощи всем нам на пути борьбы за спасение наших душ и душ наших близких.

Апостольское чтение, которое полагается читать за Божественной литургией в 9-ю Неделю по Пятидесятнице, — это отрывок из Первого послания к Коринфянам — исполнено особой духовной силы. Это Божественное откровение о том, что значит человеческая природа. «Не знаете ли вы, — говорит апостол, — что ваши тела — это храм Божий, и Дух Божий пребывает в них? И если кто растлит этот Божий храм, того растлит Бог» (см. 1 Кор. 3:16-17). Эти слова свидетельствуют о высоком предназначении человека, в том числе о высоком предназначении человеческого тела. Оно, по слову апостола, является вместилищем Божества, храмом Божиим. Как мы благоговеем пред рукотворными храмами, как мы благоговеем пред этим воссозданным храмом, так каждый должен благоговеть пред своим телом, которое по замыслу Божию есть храм живущего в нем Духа Святого. А что же такое растлить Божий храм? Это значит разрушить человеческую природу. Это значит направить человеческую жизнь по пути, который не соответствует Божиему замыслу. Это значит противоборствовать Богу, стать противниками Бога, а противник — это и есть сатана, диавол. Потому диавол и внушает нам различные мысли, воздействует на наше сознание, на нашу волю, на наши чувства, чтобы извратить и разум, и волю, и чувства, и растлить тело наше. Поэтому самая большая борьба, которую ведет человек, — это борьба с самим собой, это борьба за то, чтобы оставаться Божиим храмом, чтобы в каждом из нас присутствовал Божественный дух. И эта борьба не против плоти и крови, как говорит тот же апостол Павел, а против мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных (см. Еф 6:12).

Очень часто растление человеческой природы происходит через влияние окружающего мира, особенно тех, кто способен оказывать реальное воздействие на сознание людей. Раньше это были родители, учителя, авторитеты мысли, авторитеты духа, как, например, святые Зосима, Савватий и Герман, и их влияние было очень сильным. Ну, а сегодня воздействие на человека оказывают не только родители и учителя, но и разного рода авторитеты, которые привносят идеи, способные разрушить Божий храм — человеческую природу. И если в старые времена круг влияния на человека был очень ограничен, то сегодня каждый, кто публикует свои мысли и слова в Интернете, становится в ряду тех, кто может оказать страшное, разрушительное воздействие на человеческую природу. Мы знаем, что тысячи и миллионы сегодня влияют на наше сознание, на наш разум, на наши чувства. И, как я уже сказал, особую ответственность несут те, кто имеет авторитет в обществе, кто связывает влияние на людей со своим творчеством или со своими взглядами на жизнь, кто оказывает огромное влияние на состояние человека. И как много сегодня тех, кто использует свой талант, свой ум, свои знания, свое влияние, свою популярность для того, чтобы растлевать Божий храм!

Неслучайно возникали монастыри и неслучайно люди ограждались высокими оградами. А некоторые уходили в пустыню, вдаль от мира, чтобы уберечься от внешних влияний, сконцентрировать свои силы, предстать пред Лицом Божиим в молитве, защитить свой храм от разрушения. Но сегодня даже в монастыре укрыться невозможно, потому что информационный поток, который наполняет всю землю, проникает и за монастырские ограды. Даже в затворе невозможно отгородиться от разрушительных, убийственных для человеческого существования идей, мыслей, примеров. Поэтому сегодня и монашествующим, и духовенству, и мирянам и особенно нашей молодежи и нашим детям требуется особая сила.

Но откуда же взять эту силу? Есть миллионы и миллионы тех, кто разрушает этот храм Божий — человеческую природу, но ведь нет миллионов защитников человеческих душ. Казалось бы, силы несоизмеримы, но есть одна сила, которая способна каждого из нас вооружить должным образом на борьбу с многочисленными искушениями и соблазнами, разрушающими наш Божий храм. В сегодняшнем чтении из Евангелия от Матфея (Мф. 14:22-34) рассказывается о том, как апостол Петр, видя идущего по водам Христа, захотел пойти так же по водам, захотел преодолеть тяготение земли. И ведь стал и пошел навстречу Господу, потому что Тот сказал ему «иди», и только убоявшись сильного ветра и волн, стал утопать.

Сила веры способна победить всякие искушения и всякое, даже самое мощное, идеологическое воздействие на человека. Сила веры способна сделать его непобедимым. Именно поэтому разрушались рукотворные храмы — чтобы лишить нас веры, потому что, сохраняя веру даже в те страшные времена, люди сохраняли внутреннюю свободу и не были жертвой искушений и соблазнов. Вот и сегодня мы должны укреплять нашу веру — через молитву, через прикосновение к опыту святых угодников, через совершение дел милосердия. Как говорил Златоуст, вера ослабевает от нашего телесного расслабления. Когда мы теряем внутреннее сосредоточение и силу, тогда и вера становится слабой, подверженной многим и многим воздействиям извне.

Пусть Господь каждому из нас даст разумение и силу веры хранить себя от искушений, соблазнов и, самое главное, от разрушительного влияния злых мыслей и поступков. И, сохраняя веру в сердце, мы сохраним по милости Божией и самые драгоценные храмы, которые существуют, — храмы душ и телес наших. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: молдавская

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы