Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветствие участникам XVI Международного симпозиума по русской духовности «Духовный отец в православной традиции», который проходит с 18 по 21 сентября в итальянском монастыре Бозе.
Участникам XVI Международного симпозиума по русской духовности «Духовный отец в православной традиции»
(Бозе, Италия, 18-21 сентября 2008 года)
Ваше Высокопреподобие, досточтимый отец Энцо Бьянки! Уважаемые организаторы и участники симпозиума!
Сердечно приветствую всех участников очередного симпозиума по русской духовности, который проходит в гостеприимных стенах монашеской общины Бозе, известной своим искренним стремлением к открытому, доброжелательному диалогу между представителями различных исповеданий.
Тема нынешнего симпозиума — «Духовный отец в православной традиции», — затрагивает глубокие основы духовной жизни христианина. С первых веков христианства, и особенно с появлением монашества, в Церкви неизменно подчеркивалась важность опытного руководства для правильного следования по пути, ведущему к спасению. Наиважнейшее значение в связи с этим приобретал вопрос о необходимости послушания своему духовному отцу как непременного условия для стяжания христианского смирения.
Сегодня можно смело утверждать, что духовничество возникло в Древней Церкви как особый дар пастырского окормления верующих, в основе которого неизменно лежала личная подвижническая жизнь духовника. Не желание безраздельно властвовать и повелевать пасомыми руководило первыми духовными отцами, а стремление поделиться своим опытом, единственной целью которого является, как много веков спустя сказал преподобный Серафим Саровский, стяжание Святого Духа Божия.
Истории Церкви известны периоды яркого расцвета духовничества, отмеченные целой плеядой великих святых, подвизавшихся на этом поприще. Первым таким периодом, несомненно, является эпоха древнего монашества. В лице подвижников египетской и сирийской пустынь IV-VII веков Церковь обрела подлинных духовных светильников, к которым стекались верующие со всего христианского мира в поисках совета, утешения и наставления. Мы можем вспомнить преподобных Антония Великого, авву Дорофея, Марка и Варсонофия Великих, Иоанна Лествичника и многих других, чей личный пример подвижнической жизни и душеполезные наставления служили и служат руководством для многих поколений православных людей.
Русское старчество конца XVIII — начала XX века во многом явилось преемником духовнической традиции, зародившейся на христианском Востоке. В этот период просияли такие столпы святости и мудрого духовного руководства, как преподобный Серафим Саровский, Оптинские старцы —преподобные Макарий, Амвросий, Анатолий, Варсонофий, Нектарий, Никон, — и другие. В среде приходского духовенства наиболее почитаемыми духовниками стали святой праведный Иоанн Кронштадтский и святой праведный Алексий Мечев. Как когда-то к отцам-пустынникам Древней Церкви, к русским старцам потянулись со всей России люди, представлявшие самые различные социальные слои — от бедных малограмотных крестьян до великих представителей русской мысли, понимавших всю ограниченность человеческого разума и искавших совета у подвижников, просветленных Духом Святым. Иван Киреевский, известный мыслитель-славянофил, писал: «Есть нечто более значительное, чем все существующие книги и идеи, — это православный старец, перед которым вы можете открывать свои помыслы и от которого можете услышать не более-менее полезное частное мнение, но суждение святых отцов. Слава Богу, такие старцы еще есть в России». К старцам Оптиной пустыни обращались за мудрым наставлением и Ф.М. Достоевский, под влиянием своего знакомства с преподобным Амвросием Оптинским создавший бессмертный образ старца Зосимы в «Братьях Карамазовых», и В.С. Соловьев, показавший в лице старца Иоанна из «Легенды об Антихристе» образ подлинного православного духовного отца.
В годы революционного лихолетья и многолетних антирелигиозных гонений Бог не оставлял верующих Русской Православной Церкви без руководства опытных духовников. Многие из них, подобно преподобному Оптинскому старцу Никону (Беляеву), должны были претерпеть страдания за Христа в лагерях и ссылках, а часто и мученическую кончину. Тем не менее, и в этих тяжелейших условиях сияли светильники духа, которые в немногих оставшихся монастырях и приходах продолжали наставлять свою паству ко спасению во Христе. Уверен, что самоотверженное пастырство этих духовников во многом предопределило то религиозное возрождение, которое началось в нашей стране после падения богоборческого режима.
В постсоветское время, когда Русская Православная Церковь получила, наконец, возможность беспрепятственно осуществлять свою спасительную миссию, и к ней стали обращаться миллионы людей в поисках духовного окормления, с особой силой встал вопрос о богомудрых пастырях, способных направить верующих по правильному духовному пути. Благодаря Бога за неизреченную милость к нашему верующему народу, мы молим Его, чтобы Он, как и прежде, ниспосылал на эту необъятную жатву делателей, которые в полной мере соответствовали бы следующему определению святителя Филарета (Амфитеатрова): «Те духовники похвальны, которые приводят не к себе, а к Богу».
В заключение хочу высказать убежденность, что настоящий симпозиум, помимо своего весьма глубокого богословского характера, имеет и чрезвычайно актуальное практическое значение. Ибо обращение к богатейшему опыту православного духовничества может, несомненно, помочь многим современным христианам, находящимся на перепутьях жизни и подверженным различного рода искушениям и сомнениям, обрести надежный ориентир на своем духовном пути.
От всей души желаю всем организаторам и участникам конференции преизобильной Божией помощи в добрых делах.
+АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ