30 октября 2016 года за Божественной литургией в храме сщмч. Климента, папы Римского, в Замоскворечье Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Савватия (Перепелкина) во епископа Ванинского и Переяславского.
По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Савватия на служение и вручил ему архиерейский жезл.
Преосвященный епископ Савватий!
Милостью и Промыслом Божиим, через возложение на твою главу рук архипастырских и Священного Евангелия, ты стал ныне епископом Русской Православной Церкви.
Тебе предстоит нести высокое и ответственное служение архиерея на восточном порубежье нашего Отечества, в регионе, значительно удаленном от церковного центра. По премудрому смотрению Владыки мира тебе была дарована возможность потрудиться в этом дальневосточном крае на благо Святого Православия. Ты знаком с местными обстоятельствами жизни, с обычаями людей, c состоянием религиозной жизни народа, который ныне тебе вверяется. Будучи клириком Шуйской епархии, расположенной в центре России, в пределах Ивановской митрополии, ты оказался предуготовлен к деланию на ниве Христовой в совершенно иных условиях и на иной территории. Даже в этом не вполне понятном с человеческой точки зрения движении с севера в центр России, из центра России — на восток, несомненно, просматривается особое о тебе попечение и действие Промысла Божия. А потому тебе следует умножить усилия, направленные к пользе церковной, ведь тебе вручается архиерейский жезл — символ не только высшей духовной власти, но и сугубой, ни с чем не сравнимой ответственности.
Тот, кому доверено управление Церковью, сам должен являть образец смиренномудрия и послушания. Заботься о том, чтобы во всем быть единомысленным с главой митрополии — Преосвященным митрополитом Владимиром, принимающим ныне участие в твоей хиротонии, и с прочими честными архипастырями, несущими служение в Хабаровском крае, ибо вы все — «соработники у Бога» (1 Кор. 3:9).
В свое время тебе предстоит дать ответ перед нелицеприятным Судией о том, как ты использовал данные тебе полномочия, как поступил с дарами и талантами, которыми Господь тебя благословил, насколько усердным сеятелем слова Божия ты стал во вверенном тебе уделе. Как свидетельствует апостол Павел, «кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9:6). Священнослужители нередко ссылаются на то, что нет паствы, — так, может быть, в первую очередь нужно самих себя спросить: насколько щедро я сеял Божественное слово? А если скупо сеял, то откуда же паства?
Сегодня за Божественной литургией звучало евангельское зачало, представляющее собой притчу о сеятеле и о разных результатах его работы. В ней Господь уподобляет человеческие сердца земле, а слово о Христе — семени. Спаситель указывает слушателям, что успех миссии напрямую зависит от качества почвы, приемлющей семя. Это совершенно очевидно, это не требует доказательств. Однако не только всякий земледелец, но и каждый здравомыслящий человек хорошо понимает, что любая почва нуждается в обработке, в подготовке для принятия семени. Иначе все усилия будут малоплодны, а иногда и вовсе бесплодны. Следовательно, на сеющем слово Божие лежит прямая обязанность возделывать человеческие сердца, вспахивать поле, а потом уже оценивать, насколько труд пахаря и сеятеля дает результат. А потому, наравне с сильным и мудрым словом, нужно возделывать души людей добрым примером, пастырской отзывчивостью и ревностным служением, приуготовляя их к принятию Божией благодати. В наше время религиозный выбор человека поставляется в прямую зависимость от того, как он относится к священнослужителю, доверяет ли ему, соотносит ли его образ с тем, каким он представляет себе идеального служителя Церкви. Наша задача как раз состоит в том, чтобы посредством немощного человеческого усилия явила себя в человеческих сердцах действенная и живая сила Божия (2 Кор. 12:9).
Впору воскликнуть в таковых обстоятельствах: «Господи, могу ли я быть, подобно апостолу языков, постоянно в муках рождения, доколе не изобразится Христос (Гал. 4:19) в душах, врученных мне Тобой?!» Как подъять на свои слабые человеческие плечи неподъемную ношу домостроительства Божия? Как сотворить нам сие великое дело, близкое чуду?
Скажу тебе от личного опыта. Никаких человеческих способностей не хватит, чтобы совершить то, к чему ты призван сегодня. Но никогда не отчаивайся, ибо «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27). И когда будешь вспахивать почву, помни, что рядом с тобой Господь. Только не теряй веры, не теряй молитвы, не теряй чувства Божественного присутствия в твоей жизни. Иди со смирением вперед, никогда не ищи ничего своего, паши почву, помня, что рядом с тобой идет великий Пахарь, Творец и Промыслитель мира. Ибо только Господь, Податель всяческих благ, способен даровать пастырю вкупе с вверенной его попечению словесной паствой непреткновенный путь к Царствию Небесному. Никакие самые великие человеческие усилия, никакой человеческий гений не способен привести другого человека в Царствие Небесное. Поэтому полагай свое упование не на собственные умения, хотя и в умениях возрастай, не на поддержку сильных мира сего, хотя и не устраняйся от общения с таковыми, но на Владыку всяческих, памятуя, что сокровище благодати, сходящей свыше, «мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (2 Кор. 4:7). Как известно из многовекового опыта аскетического делания, в коем навыкли святые отцы, «нет ничего слабее... надежды <на человека>, она слабее паутины; и не только она слаба, но и опасна, — это знают все те, которые надеялись на людей и погибли вместе с ними. Напротив, надежда на Бога не только тверда, но и безопасна, не подвержена никакой перемене»1. Надеяться нужно на Бога, а людям нужно доверять. Человек не может быть основанием твоей надежды, но каждый человек должен быть предметом твоей любви, доверия и уважения.
Для того же, чтобы сделать надежду на Всемогущего Творца неба и земли непоколебимой, стремись постоянно пребывать в молитве. Живое общение с Богом умудрит тебя на всякое дело благое, позволит ощутить помощь, сходящую свыше и укрепляющую тебя на всех путях твоих. Как указывает святитель Иоанн Златоуст, «если говорящие с мудрыми мужами, вследствие постоянного <общения> с ними, скоро становятся подобными им со стороны благоразумия, то что надлежит сказать о беседующих с Богом и молящихся Ему?»2 Более же всего стремись совершать молитву соборно. Старайся вкупе с клиром и народом Божиим как можно чаще приносить Бескровную Жертву Благодарения о всех и за вся. Именно в постоянном приобщении Телу и Крови Христовых обретешь ты силы, научишься пребывать в смиренномудрии, подражая учителю языков, чьи слова мы слышали сегодня во время чтения апостольского послания: «Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор. 12:9).
Прими же теперь в руки свои архипастырский жезл и благослови людей православных, соучаствовавших в общей молитве Церкви о ниспослании тебе полноты даров Духа для непостыдного делания на пажити Господней. Аминь.
1 ― Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 4. В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1898. С. 357.
2 ― Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 1. В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт Петербургской Духовной Академии, 1898. С. 837-838.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси