В последние месяцы Латгалия подвергается массированному нападению охотников за старообрядческими иконами. Преступники не только обворовывают церкви, но и проникают в дома староверов, избивают пожилых людей и уносят ценные образа, стоимость которых у коллекционеров может достигать десятков тысяч долларов. Председатель Центрального совета Древлеправославной поморской церкви Латвии, духовный наставник Новостроенской старообрядческой общины отец Алексий Жилко в разговоре с «Телеграфом» сказал, что действуют бандиты организованно, выполняя конкретные заказы. При этом старообрядцы признают, что защитить себя от подобных нападений они, увы, не могут.
Самый свежий случай произошел в деревне Ащуки Дубненской волости Даугавпилсского района: там в период с 26 по 29 сентября из молельного дома злоумышленники вынесли около 15 икон. Как сообщила «Телеграфу» пресс-секретарь Даугавпилсского управления полиции Ингуна Дунда, люди заметили, что на дверях храма сломан замок, и забили тревогу. За месяц до этого разграблению подверглась церковь в Субате, где были украдены три иконы. Метод проникновения — взлом входной двери. Есть подозрение, что действовала одна и та же преступная группа. В Субате также не сразу обнаружили кражу, ведь старообрядцы не каждый день посещают молельные дома.
Четыре случая ограбления домов с целью похищения староверских икон произошли с мая по сентябрь в Резекненском районе. Буквально пару недель назад ночью подверглась избиению пожилая пара, из дома которой была украдена ценная икона.
«Преступники определенно действуют не вслепую, они знают, что у кого можно взять, — говорит «Телеграфу» руководитель пресс-службы Управления полиции Резекне Илмар Логинс. — Значит, они объезжают деревни днем, расспрашивают местных жителей, наводят справки. Однако люди не особенно проявляют активность в помощи полиции — точных примет воров никто не дает, даже трудно установить марку машины, на которой они ездят. Это сильно осложняет расследование. Конкретных результатов пока у нас нет».
Как говорит Илмар Логинс, способ ограбления во всех последних случаях был примерно одинаков — среди ночи бандиты врываются в дом через выбитое окно и действуют либо с применением физической силы, либо путем угроз. При этом нередко завязывают хозяевам глаза, поэтому примет их никто четко назвать не может.
«Сегодня выходят на свободу те преступники, которые уже совершали подобные кражи, — делится с «Телеграфом» своим мнением Алексий Жилко. — А может быть, по их каналам кому-то передаются наводки. Наши иконы — это большая ценность. Практически любой из них более ста лет. Вне всякого сомнения, существуют определенные каналы сбыта икон, их воровством промышляют организованные группы, работающие под заказ».
По мнению Алексия Жилко, старообрядцы никак не могут защитить свои иконы от преступников, потому что воры орудуют в основном в деревнях, где живут люди преклонного возраста. «Были даже случаи с нашими близкими родственниками, когда к ним домой просто приходили бандиты, связывали или держали под прицелом и брали все, что было ценное, — вспоминает наставник старообрядческой общины. — А молельные дома обычно стоят на окраинах, сигнализацией их оборудовать бесполезно, да и отключить можно любую сигнализацию. Но меня удивляет другое — ведь практически все уже украдено, что там еще можно брать?»
«Телеграф»/Патриархия.ru