Итальянский фонд «Russia Cristiana» («Христианская Россия») провел 25-26 октября в г. Сериате (провинция Бергамо, Италия) ежегодную конференцию, посвященную актуальным проблемам религиозной жизни. В этом году международный форум прошел по теме «Личность, общество, государство: пути преодоления секуляризма». В его работе приняли участие историки, богословы, священнослужители, публицисты из России и Италии.
Участников конференции приветствовали мэр г. Сериате, а также представитель губернатора области Ломбардия, отметивший «особое призвание Сериате» — в частности, открывать красоту восточно-христианской культуры. По словам организаторов, тема конференции была задумана год назад, и сейчас, когда отношения «Запад-Россия» стали «более горячими», все вопросы, касающиеся личности человека, звучат более актуально.
Первая часть конференции была посвящена понятию субсидиарности и его присутствию в политической и социальной культуре Запада и России. Профессор Католического университета Милана Адриано Делль’Аста в докладе «Засекреченная память. Личность и общество под цензурой» дал определение субсидиарности, согласно Катехизису Католической Церкви: «Ни государство, ни большие сообщества не должны заменить инициативу и ответственность людей и средних групп», а наоборот, все должно способствовать «поддержке отдельных людей в их ответственности за самореализацию, обеспечивая необходимые условия». Термин субсидиарности развивается на Западе. В России понятие субсидиарности не встречается, т.к., согласно распространенному мнению, «России чужды институты стран Запада». Даже Солженицын, в западном представлении, не смог приблизиться к «преобразованиям демократическим», остался консерватором, славянофилом. Обращаясь к наследию русских религиозных философов, в частности, к С. Франку, автор доклада увидел попытку связать понятие субсидиарности с понятием соборности.
Профессор Падуанского университета Л. Антонини в докладе «Альтернатива буржуазному этатизму и индивидуализму: субсидиарность» отметил, что сейчас, в момент кризиса, важно «приобрести положительную антропологическую модель, которая предлагает новую методику отношений между государством и обществом, государством и человеком». «Положительная антропология», которую можно найти в текстах различных авторов, помогает развивать в человеке положительные качества», в то время как «отрицательная антропология рассматривает человека как монополию государства». «Существует риск для европейской демократии, если мы не вернемся к антропологии», — подчеркнул докладчик.
«Создание теории субсидиарности означает требование уважения самостоятельности общественных структур», — сказал в своем выступлении Франческо Баттури, профессор Католического университета в Милане. В период кризиса субсидиарность становится принципом неполитическим. Личность сегодня зажата между государством и рынком. Ф. Баттури предлагает переосмыслить проблему с точки зрения «общего блага», понимая при этом благо как «благо совместного бытия». «Мы включены в сеть сотрудничества, диалога, социальной коммуникации, — подчеркнул докладчик. — Общее благо должно стать предметом конституционального соглашения».
«Задача осмысления субсидиарности в российком контексте — это отчасти богословская задача», — сказал в своем докладе, посвященном субсидиарности в современной России, научный консультант Синодальной Богословской комиссии Александр Кырлежев. Доцент РГГУ, историк Католической Церкви Алексей Юдин в докладе «Личность в современной России: попытка социальной автобиографии» описал характер дискурса вокруг концепта «персонализм», остановившись подробнее на русском персонализме.
Что ждать от России сегодня? Куда идет Россия? На эти вопросы отвечали в своих докладах во второй части конференции профессор Миланского католического университета В. Парси («глазами западных аналистов») и российский публицист Александр Архангельский («взгляд изнутри»). По мнению В. Парси, западных аналитиков беспокоит «отомстительная культура», которая сейчас существует в России, отсутствие «ревизии прошлого», нелиберальный режим, неучастие России в мировой экономике. «Мы должны помочь вывести Россию из одиночества, в котором она сейчас находится», — считает В. Парси.
По мнению А. Архангельского, Россия идет «семимильными шагами в зону риска, который даст ей шанс на развитие». Сегодняшний режим А. Архангельский характеризует как «режим точечного авторитаризма». Результатом сегодняшнего кризиса может стать то, что у государства не будет возможности удерживать созданную им вертикаль, «не проводя при этом и горизонталь».
Дискуссия «Куда идет Россия?» продолжилась в формате круглого стола, на котором сотрудник Центра духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловом монастыре игумен Петр (Мещеринов), в частности, отметил крайне обеспокоивший его факт — упразднение Комиссии по помилованию при президенте РФ. Подробнее свой взгляд на происходящее в России о. Петр изложил в докладе «Школа и миссия в современной России» 26 октября, подытожив его таким образом: «Воспитание субсидиарной личности в современной России невозможно; невозможно это и в православной среде. Наш социум не может сопротивляться не только тоталитарной, но и авторитарной модели. Отсутствуют условия для возникновения гражданского общества; социум не способен к самокритике». Однако это «не является поводом для пессимизма», считает отец Петр, а на вопрос «Что делать?» дает ответ: «Жить не по лжи, объединяться по теории малых дел, чтобы в малом кругу воспитывать субсидиарность личности».
Профессор Санкт-Петербургской духовной академии, член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Георгий Митрофанов, анализируя коммунистический период в истории России, описал сложившийся за эти годы новый тип личности — «homo soveticus». «Коммунистический Вавилон имеет в качестве результата не только уничтожение культуры, но и искажение ментальности», — подчеркнул о. Георгий.
Главный редактор журнала «Отечественные записки» Никита Соколов в докладе «Образование в России: историческая память и фальсификация истории» также изложил свой «печальный взгляд» на будущее России: человек не защищен от власти, бороться с натиском власти нет сил, научная корпорация не существует. Об этом свидетельствует новый учебник истории под ред. Филиппова А.В., в котором, «отсутствует человек как субъект истории», а Россия, в соответствии с карамзинской моделью, представлена «осажденной крепостью», в кольце врагов. В этих условиях «страна должна сконцентрировать в руках одного персонажа все ресурсы; отсюда — оправдание террора», отметил Н. Соколов.
Фонд «Russia Cristiana» возник в 1957 г. по инициативе католического священника о. Романо Скальфи. За эти годы фонд приложил немало усилий для распространения на Западе знаний о традициях Русской Православной Церкви: было издано много книг на эту тему, созданы хор, исполняющий православные песнопения, иконописная школа, крупная библиотека. Одновременно фонд издает и распространяет книги на русском языке в Москве, через культурный центр «Духовная библиотека», учредителем которого он является. В 2007 году фонд отметил свое 50-летие, а в марте 2008 года о. Романо Скальфи была вручена премия «Одна жизнь, одно дело», учрежденная итальянским объединением предпринимателей «Compagnia delle Opere»" (Сообщество Дел).
«Благовест-инфо»/Патриархия.ru