Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Прощеное воскресенье после Литургии в храме Воскресения Христова на Семеновском кладбище г. Москвы

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Прощеное воскресенье после Литургии в храме Воскресения Христова на Семеновском кладбище г. Москвы
Версия для печати
26 февраля 2017 г. 20:43

26 февраля 2017 года, в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), воспоминание Адамова изгнания, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения возрожденного храма Воскресения Христова на Семеновском кладбище г. Москвы и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство! Ваше Преосвященство! Досточтимый отец Августин! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с Прощеным воскресеньем — последним воскресным днем перед Великим постом. В этот день мы вспоминаем изгнание первых людей из рая, и совершенно неслучайно именно эти воспоминания предлагаются нам для размышлений в преддверии поста.

Все знают библейскую историю о том, как Господь изгоняет первых людей из рая, отлучает их от общения с Собой, потому что они нарушили Его заповедь. Возникает вопрос: а не чрезмерным ли было наказание? Чтобы понять, что наказание не было чрезмерным, достаточно задать себе вопрос: а что означало для первых людей нарушение Божией заповеди?

Когда на последующих этапах истории человечества Божии заповеди многократно нарушались, нередко это было связно с тем, что люди теряли веру, не чувствуя рядом с собой Божественное присутствие. Порой Бог словно отдаляется, так что и сейчас некоторые не чувствуют Божественного присутствия в своей повседневной жизни. При этом заповеди нередко исполняются формально, однако невозможно формально исполнять то, что требует воли и напряжения сил. Но ведь первые люди не сомневались в Божием присутствии! Бог говорил с ними, и не было никаких оснований сомневаться в Его существовании. Что же произошло?

Первые люди были искушены диаволом, который заставил их усомниться не в бытии Божием, а в справедливости Божиего мира. Он сказал им: вкусите от запрещенного древа, и станете, как боги (см. Быт. 3:5). Но ведь и Господь призывал людей приблизиться к Нему, Он их создал по Своему образу и подобию, т.е. вложил в них способность развить Богом заложенные черты, отображающие Его природу. Однако для того чтобы уподобиться Богу, идя по уготованному Господом пути, нужно напряжение воли, мыслей, чувств, концентрация усилий. А диавол предложил простой магический способ: вкусите от этого древа, и тут же, в одночасье, без всякого труда и усилий, вы станете, как боги. Люди усомнились не в Божественном существовании, а в справедливости Его заповеди, мудрости Его замысла, и нарушили заповедь.

В этом нарушении — недоверие к Богу. А что такое недоверие к Богу? Это ослабление веры или даже неверие. Первые люди верили в существование Бога, а в Его всемогущество, Его благость, Его любовь, Его промысл — не верили.

Но изгнание из рая — это не одномоментный акт истории. После пришествия в мир Спасителя связь между Богом и человеком была восстановлена на онтологическом, т.е. на сущностном уровне. Через Таинства человек оказался способен уподобляться Богу, потому что Бог восстановил связь с человеком и стал поддерживать его Своей силой, Своей энергией. Но всегда ли в ответ на восстановленный завет с Богом люди отвечали верностью и доверием Господу? Мы знаем, что нарушение Божественного закона вошло в плоть и кровь людей, так что мы и сегодня нередко отлучаем себя от Бога недоверием к Его замыслу о нас. Мы допускаем присутствие некоего божественного начала в природе, потому что, взирая на мир, мы не можем отрицать наличие Творца даже с точки зрения простой человеческой логики. У нас, конечно, нет опыта лицезрения Бога, но через мир, космос, природу, через самого человека познается величие Творца. Многие верят в то, что Бог есть, но этим все и заканчивается, потому что люди не доверяют Его заповедям, не доверяют тому, как Бог являет себя в человеческой истории и в личной жизни каждого.

В тяжелых жизненных обстоятельствах, видя торжество несправедливости и беззакония, мы говорим: «Ну где же Бог?» Мы не видим Божиего присутствия в жизни, нам кажется, что мир — это неуправляемая стихия, что какие-то темные силы управляют человеческой совестью, и в результате начинаем сомневаться в том, что Бог способен нам помочь. Возникает недоверие к Богу — не столько рациональное, умственное, сколько на бытовом уровне. Каждодневные заботы поглощают все наше внимание, и, не исключая Божиего присутствия, мы живем так, будто Бога нет, повторяя тем самым грех прародителей. Это и есть недоверие к Богу.

Так почему же мы думаем, что нас минует то же самое наказание — изгнание из рая? Ведь это отказ Бога слышать нас в ответ на наше неверие и предательство, подобно тому как Господь отказался общаться с первыми людьми в ответ на их предательство. Человек оказывается во власти темных сил и стихий мира сего, и мы знаем, как страшно складываются в таком случае судьбы людей.

В отличие от изгнанных из рая прародителей, которые не имели возможности вернуться в рай, — обратный путь им преграждал херувим с пламенеющим мечом, — мы этой возможности не лишены. Мы имеем возможность восстановить отношения с Богом — не потому, что мы так хороши, а потому что ради этой возможности Бог посылает Своего Сына, Который искупил грехи всего человечества, — и те, что были, и те, что будут. Значит, и наши грехи искуплены Господом, Который открывает нам возможность вновь и вновь возвращаться в рай и вступать в общение с Ним. Это происходит через наше покаяние, через нашу борьбу с грехами, через нашу веру и поддержку со стороны святых, к которым мы обращаемся в молитве.

Великий пост является совершенно особым временем возвращения в рай, возвращения к общению с Богом. Пост дает нам возможность переосмыслить свою жизнь, подвергнуть свои мысли и дела тщательному анализу, посмотреть, где мы находимся в системе координат «Бог и человек». Что означает для нас Бог? Верим ли мы в Него? Доверяем ли Ему? Готовы ли слышать Его слово, или мы только по установившемуся обычаю время от времени приходим в храм? Если в результате Великого поста мы почувствуем горячее желание быть с Богом, разделять с Ним свои мысли, каяться пред Ним в своих прегрешениях, причащаться Тела и Крови Его Сына, то это означает, что пост помог нам приблизиться к вратам рая.

Вот такой замечательный день сегодня — Прощеное воскресенье. Вспоминая историю прародителей, подумаем о самих себе, о своей жизни, о своем будущем, о жизни своих детей и внуков. Подумаем, насколько мы способны использовать великую возможность, которую Бог-Творец открыл во Христе Иисусе для нас и для всего рода человеческого, — постоянно возвращаться в рай и входить в спасительное общение с Богом, Творцом и Промыслителем нашей жизни. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: молдавская

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в праздник Собора Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршее слово после великой вечерни в праздник Рождества Христова

Патриаршая проповедь в праздник Рождества Христова после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в Рождественский сочельник после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Петра после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице после Литургии в московском храме равноапостольных Константина и Елены в Митине

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина