Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы после Литургии в Благовещенском соборе Московского Кремля

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы после Литургии в Благовещенском соборе Московского Кремля
Версия для печати
7 апреля 2017 г. 23:36

7 апреля 2017 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню и Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в Благовещенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Ваши Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником Благовещения Пресвятой Богородицы! Праздником действительно великим, потому что ни словами, ни мыслью невозможно охватить божественную тайну, которая совершилась в момент явления Архангела Гавриила Деве Марии в Назарете.

Ветхозаветная история свидетельствует, что Бог являлся избранному народу в громе и молнии, Неопалимой Купине, но Бога не видел никто никогда, говорит апостол Иоанн (Ин. 1:18). У людей не было видимого образа Бога; более того, всякие попытки изобразить Его сурово пресекались, потому что их источником было не Божественное откровение, а человеческая фантазия. С фантастическими изображениями божества, которые именовались идолами, боролись те, кто верил в единого истинного Бога.

Богу было угодно, чтобы Его лик стал видим людям. Мы и представить не можем, какое это имеет значение для укрепления религиозного чувства. Нужно обладать действительно огромной внутренней силой, чтобы, обращаясь в никуда, обращаться к Богу. Мы знаем, что в дохристианскую эпоху люди, пытаясь обратиться к Богу, видели перед собой солнце, небо, тучи, гром, молнию, горы, океан, и эти образы генерировали в сознании некую связь с божеством, что и приводило к обожествлению грозных явлений природы и даже самого человека. Но то, что произошло в момент Благовещения, — зачатие Господа от Духа Святаго и Пречистой Девы — привело к рождению Младенца, который есть Сын Божий и Сын Человеческий, в Ком обитает вся полнота Божества телесно, по слову апостола Павла (Кол. 2:9). Великий Бог — невидимый, непостижимый, недоведомый — явился людям как Человек. Это было бы невозможно по самой природе вещей, если бы в явление Божественного Сына, в Его воплощение не была включена человеческая природа. А человеческую природу Божественный Сын мог получить только от человека, и таким представителем рода человеческого явилась Царица Небесная Дева Мария, Пречистая и Преблагословенная.

Какой же святостью обладала Мария, если Бог органически соединился с Ее естеством! Человеческий разум этого постичь не в состоянии, так что мы не можем входить в детали, — мы лишь свидетельствуем о том, что нам сказано: Сын Божий, Господь Иисус Христос родился от Приснодевы Марии, ставшей Богородицей. А если бы Боговоплощение не произошло, если бы ему не послужила Дева Мария, то мы с вами не стояли бы в храмах, и, вообще, трудно себе представить, как развивалась бы вся история человечества. И какой же силы было это Божественное действие, что даже сегодня, в отдаленном от тех событий XXI веке, когда изо всех сил предпринимаются попытки исторгнуть из сознания людей веру в Бога, эта вера сохраняется и укрепляется! Можно ли представить подвиг веры людей сегодняшнего дня без образа Христа Спасителя, Который мы видим на иконах, и без послужившей воплощению Сына Божия Пресвятой Девы Марии?

Вот почему праздник Благовещения называют второй Пасхой. Действительно, Благая весть о спасении рода человеческого через воплощение Сына Божия явилась величайшим откровением — не только в слове, но в и самой тайне Божественного воплощения. И ныне, со смирением и любовью преклоняя главы перед этой тайной, перед послужившей ей Пресвятой и Преблагословенной Девой, плотию Своей соединившейся с Божеством, испросим у Нее, ибо ближе Нее к Богу нет никого, поддержки наших добрых устремлений в личной, общественной, национальной жизни, чтобы Царица Небесная приклонила милость Свою к Святой Руси, чтобы все историческое Отечество наше сохранило верность Ей и воплощенному Сыну Божию. И мы верим в Ее предстательство. Мы верим, что одним из уделов Пресвятой Богородицы является и наше Отечество. Под Покровом Святой Богородицы в нашей истории происходило множество чудес, и Отечество наше неоднократно спасалось от внешних сил, способных полностью его уничтожить.

Покровительство Царицы Небесной над нашей страной на протяжении всей истории особенно остро чувствуется здесь, в Москве. Достаточно вспомнить нашествие Тамерлана, который стоял совсем близко к Москве. Великий князь Василий Дмитриевич, сознавая, что никакой дружиной, никакой мобилизацией сил остановить разорение Москвы невозможно, принес в город, которого от гибели отделяли считанные дни, чудотворный Владимирский образ, и через явление во сне Девы Сияющей Тамерлан понял, что ему не следует входить в город. С точки зрения психологии могущественного завоевателя, с точки зрения военной и государственной логики невозможно объяснить разворот Тамерлана от стен нашей столицы. Но в сознании нашего народа сохранилась память об этом событии и о явлении Девы Марии завоевателю Тамерлану.

Такие события из нашей истории можно долго перечислять. Но важно, чтобы народ наш понял: это не мифы, это реальность, отображающая присутствие Богородицы Девы Марии в нашей истории, в прошлом и, несомненно, в настоящем. И дай Бог, чтобы и в будущем Царица Небесная простирала Свой державный Покров над Отечеством нашим, над Церковью нашею и над всеми нами. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Материалы по теме

Патриаршая проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля [Патриарх : Проповеди]

Патриаршее служение в праздник Казанской иконы Божией Матери в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

Митрополит Кишиневский Владимир возглавил хиротонию архимандрита Патрокла (Поромбака) во епископа Дондюшенского

Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение столичного храма Чуда Архангела Михаила в Хонех в Братееве

Патриаршее служение в Неделю 5-ю Великого поста. Освящение храма Чуда Архангела Михаила в Хонех в Братееве г. Москвы. Литургия. Хиротония архимандрита Авксентия (Абражея) во епископа Несвижского

Патриаршая проповедь в Неделю 5-ю Великого поста после Литургии в храме Чуда Архангела Михаила в Хонех в Братееве г. Москвы [Патриарх : Проповеди]

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы

Патриаршая проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь после Литургии в Успенском кафедральном соборе Смоленска

Патриаршее слово в день памяти святителей Московских после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Слово Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 95-летия со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

Патриаршая проповедь после Литургии в Иоанновском ставропигиальном монастыре на Карповке

Патриаршая проповедь в день памяти преподобного Сергия Радонежского после Литургии в Троице-Сергиевой лавре

Патриаршая проповедь после Литургии во Владимирском кафедральном соборе Сочи